Ударили по рыбе или по шпионам? Или сколько нашей рыбы съели англичане

Ударили по рыбе или по шпионам? Или сколько нашей рыбы съели англичанеДенонсация соглашения — удар по британской разведке?

Когда председатель Госдумы заявил, что вот англичане объявили нам санкции, а сами «на 40% свой рыбный рацион формируют из нашей трески», он немножко лукавил.

Действительно, после того как Россия денонсировала существовавшее несколько десятилетий «рыбное соглашение» с Великобританией, тамошние газеты забили тревогу: мол, страна останется без популярного блюда уличного питания — рыбы в кляре с гарниром из картофеля-фри.

По данным некоторых из них, в частности, издания Daily Mail, около 40% продаваемой в королевстве трески и пикши, добывается в Баренцевом море. А вот о чём СМИ не говорят, так это о том, у берегов какой страны британские рыбаки ловят эту рыбу. Ведь кроме российских берегов, Баренцево омывает и берега Норвегии.

И это обстоятельство играет существенную роль. Если вернуться к соглашению, то оно разрешало британским судам вести лов рыбы в Баренцевом море в советской (теперь российской) экономической зоне восточнее мыса Канин Нос вплоть до берегов острова Колгуев и далее по побережью островов Новой Земли.

Учитывая, что советские (российские) рыбаки подобных преференций близ британских островов не имели, соглашение действительно было неравным и поэтому тема его денонсации давно перезрела. Но суть в том, что ловили у наших берегов треску англичане не очень-то и долго.

Всего лишь до 1976 года, когда появились исключительные экономические зоны прибрежных государств и управление рыбными ресурсами Баренцева моря стало осуществляться на основе решений Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. И по решению этой комиссии 85% квот по вылову рыбы поделены между Норвегией и Россией.

Из оставшихся 15% на долю британских рыбаков достаётся не более одного процента. Для норвежцев рыба важнее пресловутой европейской солидарности. Тем не менее, соглашение от 1968 года играло определённую роль, и британские суда имели право, которым часто пользовались, заходить в наши воды.

Только не затем, чтобы всего лишь ловить рыбу, а в основном затем, чтобы скрытно проводить разведку вблизи наших военных объектов. А ведь Баренцево море – это и базы Северного флота, и начало Северного морского пути, и ядерные полигоны на Новой Земле. Это ещё и вход в Белое море, где находятся и Северодвинск, и морской полигон российского Северного флота.

Так что стенания британских СМИ — это не совсем про рыбу. Аннулирование российской Госдумой соглашения не запретит британцам промышлять треску в нейтральных водах Баренцева моря. Также могут поклониться (спина не треснет) и норвежцам, выпросив у тех квоту на вылов рыбы в своей зоне Баренцева моря. Да и российские рыбаки, надо думать, не прочь подработать и готовы продать часть улова британцам. Вопрос лишь в цене.

Стенания Daily Mail и прочих, скорее всего, по поводу того, что теперь российские военные корабли Северного флота не дадут британским «рыбакам» безнаказанно проводит разведку у наших берегов. И не просто будут их отгонять, а могут применить силу и даже топить.

В их истории такое уже случалось. Правда не с Россией, а с Исландией во время так называемой «тресковой войны». Которую Британия с треском проиграла.