Олигархи бьют тревогу: Национализация набирает обороты

Александр Шохин

Национализация промышленных активов становится уже хорошей государственной практикой. Преимущественно в настоящий момент речь идет о предприятиях, прямо или косвенно связанных с работой военно-промышленного комплекса. В качестве последних примеров можно вспомнить Ивановский завод тяжелого станкостроения, Челябинский электрометаллургический комбинат, Ульяновский станкостроительный завод (переведен во внешнее управление), Климовский патронный завод и т.д.

Цели и задачи государства понятны. Военно-промышленный комплекс в настоящий момент является самым важным сектором экономики. Он должен работать бесперебойно, наращивать свои мощности. И, разумеется, выходить на полный технологический суверенитет, который подразумевает не только выпуск продукции из отечественных комплектующих, но их производство на наших же станках. Впрочем, как и многое другое.

Управление ВПК со стороны государства, включающее методы стратегического планирования и балансы, доказывает свою эффективность. Данные практики необходимо расширять и на другие отрасли, начиная от автомобилестроения, заканчивая нефтяной отраслью.

Однако сейчас о другом

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), известный в народе как «профсоюз олигархов» направил Президенту Владимиру Путину предложения по «законодательному урегулированию» приватизационных сделок. Организация инициирует сразу несколько принципиальных моментов.

Во-первых, в случае национализации РСПП хочет добиться для предыдущего собственника компенсации средств в объеме рыночной стоимости активов с учетом осуществленных затрат.

Во-вторых, РСПП предлагает так называемый «пресекательный срок», по истечении которого государство уже будет не в праве пересматривать итоги приватизации. Согласно закону от 2013 года такой срок составляет сейчас 10 лет.

В-третьих, РСПП хочет прописать «критерии добросовестности» покупателя. То есть, если новый собственник был не в курсе, что сделка проходит с нарушением закона, то речи об изъятии активов не может быть.

Подобные предложения со стороны «профсоюза олигархов» удивления не вызывают, учитывая вышеобозначенные тенденции. Граждане опасаются за свою собственность, приватизированную по большей части еще в 90-е годы. Что тогда происходило — знают все, в том числе и «приватизаторы».

Однако я соглашусь в единственной вещи. Определенный кодекс взаимоотношений между государством и частным бизнесом должен быть создан. Разумеется, учитывать он должен те реалии, которые имеются сейчас. Причем соответствующие правила прописать довольно просто, здесь нет необходимости придумывать что-то новое. Но об этом я более подробно напишу в другом материале.

Если возвращаться к предложениям РСПП. Первое — компенсация. Действительно, она может быть предусмотрена, но только в том случае, если приватизация проходила на полностью законных основаниях (незнание закона не освобождает от ответственности), если предыдущий собственник не структурировал бизнес через офшоры и тем самым не выводил средства за границу, а также если он соблюдал прописанные трудовые и экологические нормы и полностью выполнял госзаказ (если таковой имел место).

Однако, как показывает практика, государство сейчас национализирует те предприятия, которые предыдущие собственники доводили до ручки. И одно дело, если бизнесмен создал с нуля компанию, не имеющую важного экономического, оборонного или социального значения, а потом решил её ликвидировать. И совсем другое — когда новым акционерам достались работающие предприятия, из которых постепенно выкачивались все оставшиеся ресурсы.

Второе — «пресекательный срок». Данное положение следует и вовсе исключить, а соответствующую законодательную норму убрать. Предприятие может эффективно работать 10-15-20 лет после приватизации. Потом либо владельцу надоест им заниматься, либо оно будет продано и новые акционеры, опять, станут дербанить активы. Государство должно иметь право вернуть себе актив тогда, когда оно посчитает нужным. А вот с компенсацией или без — зависит от вышеописанных факторов.

Третье. Еще раз повторю — незнание закона не освобождает от ответственности. Тем более сейчас с этим нет никаких проблем. Если кто-то решается приобрести государственный актив, то, наверное, должен привлечь к сделке либо своих, либо сторонних юристов. Что касается 90-х годов, то тогда все знали и понимали, на каких основаниях проводится приватизация. И даже в рамках действующего тогда законодательства во многом она была незаконной.

Впрочем, я более чем уверен, что дальнейший ход предложениям РСПП дан не будет. Организация на регулярной основе пишет письма и Президенту, и в правительство, однако особого результата нет. Главная причина — в отличие от других бизнес-объединений, РСПП застрял в реальности если не 90-х, то 00-х годов, когда в нашей экономике насаждались либерально-рыночные нормы. К чему это привело — прекрасно видно. Сейчас реальность изменилась и нормы, соответственно, тоже стали другими