Санкции как жареный петух: Россия совершила индустриальный рывок, о котором говорили десятилетиями
Санкции 2022 года многими на Западе воспринимались как приговор для высокотехнологичной промышленности России. Расчёт был прост: остановить заводы, лишив их запчастей, программного обеспечения и комплектующих. Однако сегодня, спустя всего три года, становится ясно, что этот вызов стал мощнейшим катализатором.
Санкционный зуд запустил процесс, который можно смело назвать второй индустриализацией страны. Правительство, корпорации и научные институты, отбросив рыночные фантазии, сконцентрировались на одной цели — обеспечении технологического суверенитета.
Энергетика: создан новый отечественный стандарт
Ключевое достижение — преодоление зависимости в сердце энергосистемы — газотурбинных установках большой мощности.
ГТД-110М: Как вы уже сообщали, на рыбинском «ОДК-Сатурн» собрана вторая серийная турбина для ростовской ТЭС. Важно, что это не единичный успех. Готовится третья машина, а к 2027 году планируется выпускать до 8 таких турбин в год. Это полноценный серийный выход.
ГТЭ-65, ГТЭ-170: Параллельно развивается целое семейство турбин. «Силовые машины» и «Ростех» создали и уже поставляют турбины ГТЭ-65 (65 МВт) для парогазовых установок. Завершаются испытания самой мощной в линейке — ГТЭ-170 (170 МВт). Это закрывает весь спектр потребностей энергетиков.
Газоперекачивающие агрегаты: Для «Газпрома» созданы и запущены в серию отечественные агрегаты ГПА-16 «Родина» и ГПА-25 «Полярная звезда» на замену украинским и западным аналогам. Это гарантия бесперебойной транспортировки газа.
Авиация: от замены комплектующих к созданию новой экосистемы
Здесь прогресс наиболее комплексный — от «железа» до софта.
Двигателестроение: Двигатель ПД-8 для Sukhoi Superjet New успешно завершил основной цикл испытаний и готов к сертификации. Это ключ к возобновлению полномасштабных поставок SSJ. Для МС-21 продолжается наращивание серийного производства двигателей ПД-14. Ведутся работы над будущим двигателем ПД-35 для широкофюзеляжных лайнеров.
Полное импортозамещение систем самолётов:
SSJ-NEW: На самолёте заменено свыше 40 систем. Включая шасси (от «Гидромаша»), ВСУ (от «ОДК-Климов»), комплексы БРЭО и авионики (от «КРЭТ» и «Объединенной приборостроительной корпорации»), систему управления и механизации крыла.
МС-21: Завершен переход на отечественные композитные крылья, идёт замена всех критических систем. Совершен первый полёт МС-21 с полностью российской авионикой.
Вертолётостроение: Завершена программа импортозамещения на вертолётах Ансат и Ми-8/Ми-38. Установлены российские двигатели (ВК-650В, ВК-1600В), вспомогательные силовые установки и системы управления.
Железнодорожный транспорт: обновление парка без оглядки на Запад
Электропоезда: Полностью локализовано производство электропоездов «Иволга» и «Москва». Они пришли на смену «Ласточкам» (Siemens Desiro). Заменены системы управления, тяговый привод, тормозное оборудование и интерьеры. Запущены в серию новые грузовые локомотивы «Витязь» и «Ермак» с отечетельной элементной базой.
Инфраструктура: Разработаны и производятся российские системы управления движением поездов, которые уже работают на ряде участков РЖД.
Станкостроение и промышленность: возрождение основы индустрии
Одна из самых чувствительных сфер, где прогресс наиболее значим.
Оборудование с ЧПУ: Компании типа «СТАН» (ГК «Ростех») и «Пермские станки» нарастили выпуск отечественных станков с ЧПУ в 2,5-3 раза. Заменены немецкие и японские контроллеры на российские (например, «СПК Системы»).
Промышленная электроника: Налажен серийный выпух отечественных частотных преобразователей, сервоприводов и программируемых логических контроллеров (ПЛК) — «мозгов» любого современного производства.
IT и микроэлектроника: прорыв в условиях блокады
Процессоры и ОС: Резко вырос спрос на российские процессоры «Эльбрус» и Байкал (ARM-архитектура). Они теперь используются в станках, серверах госорганов, банкоматах и терминалах. Активно внедряется отечественная ОС «Астра Линукс» и РЕД ОС.
Промышленный софт: Представлены и внедряются российские аналоги CAD/CAM/CAE-систем (программы для проектирования) — «Компас-3D», nanoCAD, Лоцман:PLM. Это основа для конструкторских бюро и заводов.
Автопром: не выживание, а перерождение
Вопреки прогнозам, отрасль не погибла, а трансформировалась.
Новые бренды и модели: Запущены в производство полностью новые модели: седан «Москвич 3» (на основе локализованной китайской платформы, но с глубокой адаптацией), возобновлён выпуск обновлённых Lada Vesta NG и Lada Granta с максимальной локализацией.
Коммерческий транспорт: Группа ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ практически полностью перешли на отечественные комплектующие, включая двигатели, КПП и электронику.
Медицина: технологический прорыв в здравоохранении
Медицинское оборудование: Налажен выпух отечественных компьютерных томографов (КТ), магнитно-резонансных томографов (МРТ) и ангиографов (например, проекты «Атриум» и «Медси»). Это прямая замена ушедших General Electric, Siemens и Philips.
Фармацевтика: Запущены десятки новых производств по выпуску субстанций и готовых лекарственных препаратов, включая онкологические и сердечно-сосудистые.
Почему это сработало?
Успех объясняется тремя факторами:
1. Консолидация и чёткий план: Были определены критические направления (т.н. «проекты полного цикла»), созданы единые отраслевые интеграторы (госкорпорации), которым были даны полномочия и финансирование.
2. Мобилизация научного потенциала: Оказалось, что российские инженерные школы (МАИ, МГТУ им. Баумана, СПбПУ и др.) и отраслевые НИИ сохранили колоссальный потенциал. Их разработки, годами пылившиеся на полках, наконец-то были востребованы.
3. Новая логика кооперации: Вместо конкуренции между заводами была выстроена кооперация. Задачи ставились не в формате «найти дешёвого поставщика», а «совместно создать и освоить производство».
4. Государственные чиновники отбросили лживые разлагольствования о «волшебной руке» рынка, которыми три десятилетия потчевали Чубайс, Кудрин, Мау и остальная либеральная шушера, и решились на меры прямой государственной поддержки отраслей, конкретных заводов и изделий. И это сразу дало нужный эффект.
Значит, можем, если захотим?
Прошедшие три года доказали: российская промышленность не только обладает уникальной способностью к быстрой адаптации, но и может совершать рывки, на которые в «спокойные» времена требовались десятилетия. Санкции не остановили развитие, а, напротив, сняли множество искусственных барьеров, заставили поверить в собственные силы.
Страна не просто замещает импорт — она создаёт новые, конкурентоспособные технологические кластеры, которые становятся основой для будущего экономического роста и настоящего технологического суверенитета.
И если бы еще не воровали от «чистого сердца», так Россия давно бы уже стала самой передовой страной мира. Ведь правда же?