«Настолько передовой, что никому не нужен». 20 лет назад была закрыта программа вертолёта «Команч», легенды попила американского ВПК
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>"Настолько передовой, что никому не нужен". 20 лет назад была закрыта программа вертолёта "Команч", легенды попила американского ВПКСегодняСегодня8653 минФото БоингФото Боинг
Сегодня многие западные военные издания вышли со статьями-воспоминаниями о судьбе одной разработки, которая стала по-своему легендарной. Ровно двадцать лет назад, в начале сентября 2005 года, армейская авиация США окончательно отказалась от программы LHX (Light Helicopter Experimental) и единственного её представителя. Вертолёт Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche стал детищем двух крупнейших авиафирм США, объединивших усилия, чтобы создать скоростную машину с повышенными свойствами малозаметности. Армия планировала получить 1300 таких изделий с дизайном, словно взятым из фантастических голливудских фильмов, и тем самым окончательно закрепить свое лидерство в области ударных вертолетов. "Команч" действительно вошел в историю американской армейской авиации. Правда, самым невероятным образом. Он не прославил свое имя в боевых операциях, не ставил мировых рекордов, да и произведен был всего в двух экземплярах. Зато каждый из них обошелся военному бюджету в 4 млрд долларов, что наверное и есть его единственный и неповторимый рекорд.
Планировалось, что при "стелс"-свойствах, вертолет будет летать со скоростью под 400 кмч. В итоге ни по малозаметности, ни по скорости, "Команч" до исполнения технического задания не дотянул. Фото БоингПланировалось, что при "стелс"-свойствах, вертолет будет летать со скоростью под 400 кмч. В итоге ни по малозаметности, ни по скорости, "Команч" до исполнения технического задания не дотянул. Фото Боинг
Вертолет должен был быть малозаметным, что само по себе было сложной задачей; даже сегодня, спустя почти три десятилетия после первого полета "Команча", не существует широко используемого вертолета-невидимки. Помимо "стелс"-свойств, военные хотели, чтобы машина была проворной и маневренной и при этом обладала достаточной мощностью, чтобы перевозить ракеты "Хеллфайр" и 20-миллиметровую пушку. В общем, изначально ей пытались придать слишком много почти взаимоисключающих свойств. За два десятилетия "проб и ошибок" программа всосала в себя семь миллиардов долларов, ещё тех, полновесных, образца 90-х годов прошлого века. На выходе получились два устрашающих образца, так и не убедивших летное начальство для чего эта страсть нужна, и чем она лучше рабочей лошадки, вроде "Апача". Американцы были настолько уверены в успехе программы LHX, что ещё до начала серийного производства принялись активно рекламировать RAH-66 Comanche через медиа, фильмы и даже компьютерные игры. Была ещё на первых компьютерах игрушка LHX, якобы симулировавшая "Команч". В итоге получилось так, что игрушка есть, а самого вертолёта нету. Но даже сейчас о нем вспоминают с некоторой ностальгией:
"Концепция многими воспринималась как будущее армейской авиации, но оказалась слишком амбициозной, и "Команч" так и не был принят на вооружение, хотя на разработку ушло более двух десятилетий. В конечном счете, программа была отменена в сентябре 2005 года — но не раньше, чем Пентагон вложил в проект 7 миллиардов долларов. И, несмотря на эти 10-значные инвестиции, было построено всего два прототипа, что ознаменовало собой массовый провал программы Comanche и дорогостоящий урок о подводных камнях разработки оружия следующего поколения".
"Команч" с "Апачем". Идеальной парой, как планировалось американскими военными, они так и не стали. "Команч" с "Апачем". Идеальной парой, как планировалось американскими военными, они так и не стали.
Про "урок о подводных камнях", кстати, тоже есть разные мнения. Многие наблюдатели считают, что именно с "Команча" началась практика бесконтрольного вложения средств в любые авантюрные проекты Пентагона. После RAH-66 существовало ещё как минимум две проекта легких ударных вертолетов с солидными бюджетами, хоть и не такими заоблачными. В итоге, командование США решило вообще отказаться от этой программы. Так что бессменный "Апач", скорее всего, станет последним ударным пилотируемым вертолетом американской авиации.
Уважаемые читатели и друзья "Зеленого края". Все наши просьбы о помощи,
это крик души. Канал, по неизвестным причинам, попал в ограничения
Дзена и находится в так называемом "теневом бане". Почему — мы не знаем.
Поэтому только ваша посильная помощь дает нам возможность держаться и
писать много новых материалов. Спасибо огромное, если найдете
возможность помочь. Это можно сделать по данной ссылке,
либо по номеру карты в комментариях (что даже лучше). Огромная
благодарность что вы с нами и особая — если решите нас поддержать!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!