Россия может помочь Приднестровью ударом ТЯО по острову Змеиный

Россия может помочь Приднестровью ударом ТЯО по острову Змеиный

Но стратегически лучше прорубить коридор до Тирасполя через Николаев и Одессу

Защита интересов жителей Приднестровья является одним из приоритетов. Все просьбы всегда с вниманием рассматриваются российскими профильными ведомствами, заявили в МИД РФ после обращения съезда депутатов Верховного совета ПМР по поводу экономической блокады со стороны Молдавии. Как Москва может помочь согражданам?

По мнению приднестровского депутата Андрея Сафонова, теперь замолчать проблемы непризнанной республики уже не удастся. Парламентарии ПМР ожидают мер дипломатического, политического, финансового и экономического характера, которые позволили бы снизить давление. При этом военные меры политиком не упомянуты.

Возможно потому, что помимо России адресатом обращения приднестровцев стали ООН, ОБСЕ, СНГ и Евросоюз. Тем не менее, съезд первым делом указал, что в ПМР живут более 220 тысяч граждан РФ и назвал «уникальным и положительным» опыт российского миротворчества на Днестре, а Москву — гарантом в переговорах с Молдавией.

Ожидалось, что на съезде приднестровских депутатов всех уровней, (он прошел 28 февраля впервые за 18 лет) могла быть озвучена просьба к Москве принять ПМР в свой состав, а президент Владимир Путин на послании 29-го удовлетворил бы просьбу (референдум о вхождении республики в состав России прошёл в 2006 году). Однако, этого не случилось.

На съезде президент ПМР Вадим Красносельский заявил, что Молдавией против Приднестровья в течение 30 лет применяется политика геноцида. И назвал четыре её признака: экономическое удушение, насильственное насаждение языка, физическое уничтожение части народа, отказ в правовой защите.

За день до съезда Красносельский принял в Тирасполе заместителя помощника госсекретаря США по Восточной Европе Кристофера Смита, который высказался за мирное урегулирование конфликта ПМР и Молдавии. Такую же позицию американцы озвучили, комментируя впоследствии обращение депутатов Приднестровья.

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН, политолог-американист Константин Блохин видит выход в развитии наступления ВС РФ на юге Украины.

— С точки зрения дипломатии всегда нужно демонстрировать политес. Мол, мы всегда за всё хорошее, против войны и т. п. Вспомните, США, давая оружие Украине, оговаривались, что они против того, чтобы ВСУ наносили удары по российским городам. При этом они не заставляют Киев отказываться от этих целей. То есть это всё политес. Приднестровье будет использоваться Вашингтоном как дополнительный рычаг давления на Москву.

Думаю, ситуацию в ПМР надо рассматривать в контексте украинского кризиса. Американцы сами не станут воду мутить, будут действовать руками Киева. Наши войска в ПМР, как и склады с боеприпасами в Колбасне, представляют для ВСУ лакомую цель. Поэтому России ничего не остаётся, как прорубать коридор до самого Приднестровья. Оставить Николаев и Одессу в составе Украины было бы грубой стратегической ошибкой и даже преступлением.

— Чтобы понять ситуацию вокруг Приднестровья, надо учитывать, что сейчас идёт подготовка к аншлюсу Молдавии Румынией, — пояснил молдавский политолог Евгений Николаев. — Раньше она шла медленно, сейчас стараниями унианистки Майи Санду продвигается семимильными шагами. Румынским чиновникам за один день выдают гражданство и назначают их на ключевые должности. Фактически Молдавия — это уже часть Румынии.

Напомню, становление Приднестровья происходило в противостоянии «красных директоров» и работников местных заводов с Народным фронтом Молдавии. Но за последующие годы ведущим субъектом приднестровской экономики стал холдинг «Шериф». Это самый крупный местный производственный и торговый монополист, завязанный на элиту. Основателем его был родственник экс-президента Смирнова.

В результате производственные мощности сохранились в регионе только в Приднестровье. Ни в Молдавии, ни в прилегающих районах Украины ничего подобного нет. Продукцию было удобно везти в порт Одессы и далее на экспорт. Растомаживали, делая вид, что всё это произведено в Молдавии, — работали «серые» схемы. Поэтому интересы немалой части приднестровской элиты — думаю, что процентов 40, — тесно связаны с западными странами.

С началом СВО эти люди рассчитывали, что скоро придёт Россия и начали выводить активы. А сейчас эти активы «подвисли». Поэтому и начали происходить политические события. Собрали депутатов всех уровней. По неофициальной информации 28 февраля они хотели обратиться с просьбой к Москве о включении в состав РФ, хотя многие это и отрицали. В Кремле им сказали не делать этого, так как помочь ПМР России сейчас трудно.

Тогда в Тирасполе решили поступить чуть иначе. Помимо России обратились ещё и к международным организациям. Но если убрать из их текста лишнее, оставить суть, то в Приднестровье хотели бы, чтобы Москва увеличила свой миротворческий контингент. Иначе произойдёт геноцид местного населения. За последние девять месяцев очень сильно изменили законодательство Молдавии. Теперь оно направлено против ПМР.

– В чём это выражается?

— Введен закон о сепаратизме, по которому любого представителя ПМР можно посадить на срок от 10 до 20 лет. Приднестровских чиновников всё чаще стали похищать молдавские полицейские. Ведь не вся ПМР находится на левом берегу Днестра, часть, например, Бендеры, — на правом. Не проходит и недели, чтобы кого-то не похитили или не посадили. Введена фактически экономическая блокада, продукцию невозможно вывезти.

Принципиально изменилась ситуация с обменом приднестровской электроэнергии на российский газ, распределительный центр которого находится на территории Молдавии. Кишинёв провёл несколько электрических линий из Румынии и теперь в любой момент может, отказавшись от энергии из Приднестровья, перекрыть республике газовый вентиль. И ПМР останется без газа, тепла и без промышленности. И без зарплат, и пенсий.

– Готовая почва для геноцида…

— Три недели назад в Румынии прошла тайная встреча представителя администрации президента Украины и представителя премьера Молдавии. На ней от имени Майи Санду было дано добро на проведение в ПМР карательной операции силами Украины по якобы наведению конституционного порядка. В любой момент могут зайти части ВСУ и тогда российских граждан вряд ли что-то спасёт.

Плюс есть фактор военных складов в Колбасне. В советское время предполагалось, что наша армия на южном фланге будет наступать аж до Сицилии и черпать с этих складов боеприпасы всех типов, от патронов до ракет. Часть их потом была распродана, но большая часть осталась. Конечно, ВСУ эти боеприпасы никто не отдаст. Будет подрыв, после чего Днестр, наверное, потечёт в другую сторону.

– А ведь там почти все жители — российские граждане…

— Думаю, россиян в Приднестровье может быть до 300 тысяч. Хотя часть их выехали в РФ, на Украину, в европейские страны. При этом люди имеют гражданство и других стран: Украины, Молдавии, Греции, Болгарии и т. п. Разное гражданство могут иметь даже члены одной семьи. Регион полиэтничный, разные паспорта нужны для мобильности. Ведь в самом узком месте ПМР шириной буквально километр.

– Что Москва может сделать, чтобы помочь ПМР?

— Будет лучше, если ситуация пока подморозится. Такой вариант некоторое время существовал. Поговаривают, что одной из составной частей «зерновой сделки» была как раз безопасность Приднестровья. Но «партнёры» наплевали на договорённости и сделали всё, чтобы затруднить жизнь людям в этом регионе. Поэтому теперь только очень серьёзный демонстрационный акт поможет Москве повлиять на ситуацию.

Например, дар маломощной тактической ядерной боеголовкой, килотонны этак на две, по острову Змеиный. Это продемонстрирует серёзность наших намерений и поможет отрезвить некоторые горячие головы. Остров подходит для такой акции, так как расположен сравнительно недалеко. Таким образом мы покажем, что в случае необходимости их достанем. Это станет сигналом и Румынии, и для Одессы с Николаевом.

Сергей Аксенов