Сбербанк идет на рекорд. Иностранцы получат хорошую прибыль
Вчера Сбербанк отчитался за первое полугодие. Финансовые результаты, конечно, впечатляют. Только за 6 месяцев чистая прибыль Сбера по МСФО составила 630 млрд рублей. Впрочем, экономике России от этого не сильно легче.
Но обо всем по порядку
#россия #политика #экономика #финансы #греф
Герман ГрефГерман Греф
Согласно дивидендной политике Сбера, половина от прибыли по МСФО идет на выплаты акционерам. За 2019 и 2020 год на эти цели направлено 422 млрд рублей. Но уже только за первые полгода прибыль, которая направится на дивиденды, составит 315 млрд рублей.
Теперь посмотрим структуру акционерного капитала. По последней информации, доля нерезидентов в акционерном капитале составляет 44,37% при том, что до недавнего времени эта цифра равнялась 43,5%.
Соответственно, только за первое полугодие на дивиденды иностранцам направится 139 млрд рублей. Для сравнения, за прошлый год — чуть более 180 млрд рублей.
То есть, мы видим отток капитала в чистом виде. В этом контексте хотелось бы вспомнить о смене собственника Сбера. Как помним, за 2,5 трлн рублей Фонда национального благосостояния в начале прошлого года контрольный пакет акций был куплен правительством в лице Минфина у Центробанка.
Сама по себе сделка является абсолютно правильной по своей сути. Именно правительство, а не либеральный Центробанк должен управлять ключевым банком страны.
Тем не менее, в текущих реалиях она оказалась полумерой. Да, теперь в бюджет ежегодно зачисляется неплохая сумма. За прошлый год это было 211 млрд, в текущем, судя по всему, будет около 300 млрд.
Но даже здесь имеется подмена понятий. На наш взгляд, эти дивиденды должны зачисляться не в федеральный бюджет, а в ФНБ. И затем идти на инвестиционные расходы.
Что касается бюджета, то он должен формироваться за счет налогов, а не сидеть на иглах. И без разницы, на сырьевой или же на дивидендной.
Однако эффект от этих самых 211 млрд или даже 300 млрд рублей не перекрывает те потери, которые несет наша экономика от выплат иностранцам, поскольку они составляют чистый отток капитала.
Если, например, Сбер пересмотрит свою дивидендную политику и будет направлять не 50%, а, скажем, 25% от чистой прибыли, то это все равно будет лучше. Посчитаем по 2020 году:
- в федеральный бюджет: 105,5 млрд вместо 211 млрд
- иностранцам: 91,78 млрд вместо 183,57 млрд
Да, в бюджет попадет меньше средств, но высвободившейся остаток можно направить на государственные инвестиции. Например, на финансирование трассы М12 Москва — Казань, сняв с государственной казны соответствующую нагрузку.
Герман Греф ведет себя так, как будто управляет не государственной компанией, а частным бизнесом. Если бы Сбер был частным банком, то претензий, наверное не возникало.
Тем не менее, у государственных компаний должны быть совершенно иные цели и задачи, которые Сбер, увы, реализует не в полной мере.
Хотя, надо признать, в последнее время Сбер все же начал участвовать в реализации крупных инвестиционных проектов.
В том числе, в регионах. В частности, по финансированию моста через Лену, а также в финансировании Арктик СПГ-2. Но этого ничтожно мало. По потенциалу Сбер мог бы стать настоящим институтом развития нашей экономики.