Налоги для развития: Прогрессивной шкале быть

Начинают появляться подробности существенной корректировки налогового законодательства, которая имеет все шансы стать полноценной налоговой реформой. Так, газета «Ведомости» сообщает, что основные изменения коснутся НДФЛ и налога на прибыль.

Что касается НДФЛ, то здесь будет совершенствоваться де-факто уже существующая с 2021 года прогрессивная шкала. Так, базовый уровень останется 13%, однако в зависимости от дохода физ лица процент, который необходимо уплатить в бюджет, будет повышаться.

Основная интрига заключается здесь в том, куда пойдет этот >13%. В настоящий момент 2% (от 15% >5 млн рублей в год) идут в фонд «Круг добра», который целевым образом закупает лекарства для детей с тяжелыми заболеваниями. Я писал в предыдущих публикациях, не лишним будет напомнить и сейчас. Реальные результаты сборов существенно превзошли прогнозные значения. Уже в первый год было собрано 80 млрд рублей при плане в 70 млрд. На 2024 год ожидается 130-140 млрд. Причем «Круг добра» в силу бюрократических процедур уже не в состоянии осваивать все средства, необходимо расширять список лекарств, которые фонд имеет право закупать. Либо думать об альтернативных механизмах использования средств.

Тем не менее тот опыт, который мы имеем на протяжении трех последних лет, доказал свою эффективность. Большой ошибкой будет оставлять весь объем НДФЛ в регионах. Логично, что граждане с большими доходами проживают, преимущественно, в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом произойдет лишь увеличение и без того крупных бюджетов этих городов. Поэтому та часть налога, которая превышает базовый уровень в 13%, должна идти в федеральный бюджет.

Налоги для развития. Прогрессивной шкале быть

Дальнейшего использования средств может быть два. Первый — финансировать целевые проекты наподобие закупки лекарств для детей с тяжелыми заболеваниями. Второй — использовать средства для покрытия налоговых вычетов для граждан с низкими доходами. Судя по приходящей информации, налоговые изменения коснутся также и этой группы. Для них базовая ставка НДФЛ останется на уровне в 13%, однако в зависимости от соответствующих условий (например, наличие нескольких детей или же молодой семьи) будут предоставляться масштабные налоговые вычеты. На практике это может быть (но пока есть сомнения) эффективнее, чем просто снижать ставку для граждан с невысокими доходами.

Основной целью налоговой политики для физических лиц должна быть поддержка демографии и уязвимых категорий граждан. Поэтому претендовать на нее должны семьи с детьми (в особенности — многодетные), инвалиды, пенсионеры и ряд других категорий. Просто понятие «малоимущие» является расплывчатым. Убежден, что государство не должно оказывать поддержку тунеядцам и алкашам, которые не хотят приносить пользу обществу и даже своим родным и близким. Лучше предоставить дополнительные ресурсы тем, кто в этом действительно нуждается.

Теперь переходим к налогу на прибыль. «Ведомости» пишут, что налоговая ставка для компаний с высокими корпоративными доходами будет повышена. При этом здесь также подразумеваются налоговые льготы и вычеты в том случае, если предприятия направляют денежный поток на инвестиции.

Как и в случае с НДФЛ, здесь мы имеем масштабирование уже зарекомендовавшего себя эффективно опыта. Так, в 2020-2023 году компании из ряда отраслей получили существенные налоговые льготы, что стало драйвером развитиях целых секторов. В качестве наиболее яркого примера можно привести обнуление налога на прибыль для IT-компаний. Свободные ресурсы предприятия начали направлять на расширение и улучшение своей профильной деятельности.

В результате мы имеем двузначные темпы роста как всего IT-сектора, так и его отдельных направлений. Безусловно, важную роль здесь сыграл и уход западных компаний, однако если бы не та работа, которая проводилась до 2022 года, то быстро решать задачи по импортозамещению российские предприятия бы не смогли. Причем по ряду направлений (как, например, информационная безопасность) Россия находится на передовых позициях в мире.

Таким образом, сейчас все это будет систематизировано и сведено в единую систему. Интенсивно развивающиеся отрасли (как IT или предприятия внутреннего туризма) будут пользоваться налоговыми льготами, для остальных будут предусмотрены налоговые вычеты, например, на сумму, равную объему инвестиций в приоритетные проекты. Если компания не инвестирует даже в том случае, если ей больше вкладывать некуда, будет предусмотрена повышенная ставка налога на прибыль.

В целом те контуры новой налоговой политики, которые начинают проявляться, соответствуют целеполаганию фронтального развития. В одном из предыдущих материалов я писал, что главной целью налоговой политики должно быть не пополнение бюджета, а стимулирование социально-экономического развития.

Как видим, новый подход что для физ лиц, что для корпоративного сектора определяет задачи перераспределения финансовых ресурсов в пользу нуждающихся групп граждан и секторов экономики. Это предварительный вывод. Окончательный можно будет сделать только после утверждение нового налогового законодательства.