Самолёт, который мы потеряли: А-100 не сможет восполнить для России потерю А-50
Россия теряет самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. При этом в плане смены им все не очень радужно. На сегодняшний день у Воздушно-космических сил осталось 7 самолетов ДРЛОУ, ещё один находится на ремонте. Почему новые А-100 до сих пор не встали на боевое дежурство? Подробнее – в материале Новороссии.
А-50 находится на вооружении с 1985 года с одной глобальной модернизацией до А-50У, которая заключается в замене бортового вычислительного центра, модернизации приемного и передающего устройств, замене системы отображения информации для операторов. И к обустройству мест отдыха расчета с созданием кухонного блока.
Что касается аналогичных самолётов ДРЛОУ, то у американских ВВС их 31, у КНР – 28, у Европы – 27, у Японии – 17 и 7 – у Израиля.
Специалисты считают, что ресурс и возможности А-50 скоро могут подойти к концу, что является вполне закономерным процессом.
Что с А-100?
10 февраля 2022 года состоялся первый полёт комплекса А-100 с уже включённым бортовым радиотехническим комплексом. Обещают, что новейший самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления начнут поступать в ВКС России в 2024 году. Но насколько современным будет А-100, когда появится – это вопрос.
Фото: globallookpress.com/Ministry of Defence of the Russi
Что такое А-100? По большому счёту, это та же самая база Ил-76 с отдельными новыми компонентами внутри. При этом между А-50 и А-50У до А-100 – целых 40 лет. Спустя это время мы получаем на выходе новый самолет, который по своим характеристикам должен превзойти Boeing E-3 Sentry США. При этом по факту А-100 уже устарел, если его сравнить с Sentry. Но даже этот проект ещё не выполнен. Ведь если начать смотреть на высказывания ответственных людей, то можно напомнить, что А-100 «Премьер» должен был пойти в серию ещё в 2016 году. Но что-то пошло не так, и теперь на боевом дежурстве он должен появиться в конце первого квартала 2024 года.
Эксперты опасаются, что сроки снова будут сдвинуты, ведь пока единственный экземпляр А-100 не может никак осилить испытательную программу. Второй борт должен был подняться в воздух в прошлом году, но этого не случилось.
«И вот по срокам: построить Ил-76 – это не быстро. Если посмотреть на хроники ВАСО, то там выпускали в среднем один самолет в два года. И в этом был определенный резон: самолет огромный, собрать не так просто. Плюс просто гигантские работы после, по протяжке километров кабелей и монтаже аппаратуры в Таганроге. То есть, если из А-50 делали А-50У за два года, то по минимуму сборка одного А-100 даже в ударном темпе займет не менее пяти лет с момента закладки», – пишет портал «Военное обозрение».
Отмечается, что если вдруг «произойдет чудо» и в следующем году предприятия бросятся производить А-100 в ударных темпах, то первый самолет выйдет к 2030 году. И это при самом оптимистичном сценарии. Но пока испытания продолжаются, и каких-либо конкретных новостей об этом мы не слышим.
«И тут внимание, вопрос: а сколько А-50 у нас останется к 2030 году? «, – отмечает «Военное обозрение».
«Мутная» история с А-50
В конце февраля 2024 года Краснодарском крае очевидцы зафиксировали случай падения предположительно военного борта. Перед этим в небе была замечена крупная вспышка. Украинские СМИ опубликовали кадры пожара, предварительно вызванного падением самолета.
На опубликованных видеозаписях местные жители хутора Трудовая Армения говорят об упавшем «вертолете или самолете». Предварительно падение борта связывают с совместной спецоперацией ГУР и ВСУ. По другим версиям причиной падения может быть ошибка русской системы ПВО.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
На других видео, распространяемых в Сети, можно увидеть, как самолет выпускает тепловые ловушки в течении долгого периода времени. Затем происходит один взрыв на отдалении от объекта, а второй — уже в месте, где до этого наблюдался самолет. Если самолет летел над Черным морем, то его мог сбить поставленный Киеву Западом комплекс Patriot. Если же это было Азовское море, то все становится куда запутаннее, как и в случае, произошедшем несколькими неделями ранее.
Уже позже украинские официалы поспешили опубликовать запись об «успешном уничтожении» самолета А-50 в небе над Азовским морем. Информацию об этом подтвердило агентство «Суспильное» со ссылкой на источники в спецслужбах.
Версии инцидента
Министерство обороны России пока не прерывает своего молчания по этому поводу и никак не комментирует ситуацию.
Собственные версии гибели А-50 вынуждены транслировать телеграм-каналы и военные корреспонденты.
Главная «рабочая» версия говорит о том, что украинцы имеют «усиленные» ракеты, которые способны бить на 300 километров. Якобы ВСУ смогли запустить две ракеты, одну из которых успели сбить системы ПВО России, но вторую пропустили. Есть версия о том, что пуски производились с неких натовских самолетов, оснащенных ракетами AIM-120D с дальностью порядка 180 километров либо современной модернизации с ещё большей дальностью.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
Также некоторые эксперты считают, что русский расчёт ПВО С-400 ошибочно принял А-50 за вражескую цель. Правда, не совсем понятно, как можно перепутать большой самолет, нарезающий восьмёрки вдали от линии фронта, с маленьким беспилотником или ракетой. Есть версия, что противник мог взломать русские системы ПВО, перехватить управление ими и поразить ценный самолёт.