Чемодан с пушкой, но без ручки. Почему «Армата» появляется на параде, но не в зоне СВО
Знаменитый русский танк Т-14 продолжает оставаться самым высокотехнологичным ОБТ современности, однако массово в войска он не поставляется, даже несмотря на то, что стоит на вооружении. Новороссия пыталась разобраться, почему боевая машина годится только для участия в парадах Победы и почему противник не увидит ее в зоне СВО.
Чемезов хвалит, но есть нюанс
Танк нового поколения Т-14 не будет применяться на полях сражений в зоне специальной военной операции России, так как это было бы слишком дорого для военного бюджета страны. К тому же у «Арматы» есть куда более выгодная альтернатива, заявил руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
«Армата», в общем-то, дороговата. Конечно, она намного превосходит другие танки по своему функционалу, но слишком дорога. Поэтому армия вряд ли будет сейчас использовать. Проще купить тот же Т-90. […] Деньги сейчас нужны на создание новых танков, новых вооружений. Поэтому, если можно купить более дешевые, почему нет», — отметил чиновник.
В итоге финансисты Минобороны решили сделать упор на производство «Прорыва», который доказал, что является лучшим в мире ОБТ. При этом производство налажено, и его необходимо кратно наращивать.
Фото: globallookpress.com/Bulkin Sergey
Сообщения о появлении Т-14 в зоне СВО возникали в отечественных СМИ с самого начала спецоперации. Так, в декабре 2022 года «Русская весна» публиковала снимки подготовки машины на одном из полигонов. Чуть позже, в марте 2023 года, 10 танков заметили на одной из железнодорожных станций на пути в Донбасс.
В апреле того же года источники РИА Новости сообщали, что «Армату» применили для поддержки штурмовых операций русских войск. То есть непосредственно в бой ОБТ не отправляли, экипаж вел огонь по противнику с закрытых позиций.
В конце лета источник ТАСС в военно-промышленном комплексе заявил, что производитель доработает танк с учетом опыта, полученного в ходе проведения спецоперации. Тогда же стало известно, что несколько единиц Т-14 опробовали специалисты группировки войск «Юг». После тестов их вывели с передка.
Планов было громадье
Работы над Т-14 начались в далеком 2010 году, и за основу инженеры взяли ОКР Т-95 или «Совершенствование-88». Заказчик поставил предельно простую задачу: разработать принципиально новый танк следующего поколения, который заменит стоящие на вооружении и несколько раз модернизированные Т-72 и Т-90.
ОБТ базируется на универсальной гусеничной платформе «Армата», при этом зарубежных аналогов просто не существует. И это на самом деле не бравурные заявления военных аналитиков, а суровая действительность. Основное отличие от иностранцев — необитаемая башня, где весь обзор доверен датчикам и камерам.
Экипаж в составе командира, наводчика и водителя находится в изолированном боевом отделении (бронекапсуле), а управление огнем осуществляется при помощи планшетов и панелей управления. Т-14 с завода оснащается системой активной защиты, способной сбить подлетающие к машине снаряды и ракеты. Модульная система позволяет заменять вооружение и оборудование танка в зависимости от задач.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
«Я ездил на Т-72 и Т-90, но в Т-14 полностью теряется ощущение танка. Как будто находишься на космическом корабле в окружении мониторов, на которые выводится вся информация с датчиков», — рассказывал в свое время инженер-конструктор группы разработчиков «Уралвагонзавод» Денис Мякенский.
Основные характеристики «Арматы»:
Тип двигателя — А-85-3А (1500л.с.);
Скорость по шоссе — от 62 до 90 (от 1350 до 1800 л.с);
Скорость по пересечённой местности — от 38 до 51 (от 1350 до 1800 л.с);
Тип брони — комбинированная многослойная;
Активная защита — «Афганит»;
Динамическая защита — «Малахит»;
Калибр и марка пушки — гладкоствольные 125-мм 2А82 или 152-мм 2А83;
Боекомплект — 45 снарядов;
Пулеметы — 12,7-мм «Корд» и 7,62-мм ПКТМ.
Чемодан без ручки
Вообще, идея танка была хорошей и даже слишком: Россия пыталась создать боевую машину предельных параметров, но столкнулась с тем, что произошло у немцев во времена Первой мировой войны. Тогда Берлин построил огромный редутный флот, который оказался настолько дорогим и уникальным, что отправлять его в бой было нецелесообразно.
«Проблема «Арматы» в первую очередь в том, что она задумывалась как танк для сетицентрических войн. То есть он на передовой корректирует артиллерию зенитных ракетных комплексов, РСЗО и должен был быть лидером тактического звена из Т-90. Там должна была стоять РЛС кругового обзора с активной фазированной антенной решеткой, но извините, у нас АФАР не на всех самолетах стоит», — заявил корреспонденту Новороссии военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко.
Эксперт пояснил, что машину для сетицентрических войн создавала страна, которая не имела для этого промышленной базы. У России нет собственного массового производства полупроводников, а потому Т-14 получается «космически дорогим». ОБТ требуется микропроцессоры, модули памяти, матрицы для тепловизоров и много другого высокотехнологичного оборудования, которое приходится закупать за рубежом, а отсюда и цена.
«Это уровень истребителя, потому что цена получается под 250-350 миллионов рублей за машину. А тот же Т-90 обходится порядка 40-50 миллионов, если я ничего не путаю. Заявление Чемезова такое — его спросили, он ответил, но интереснее другой момент: «Армата» получилась как чемодан без ручки, который нести неудобно, а выкинуть очень жалко», — пояснил Влад Шлепченко.
Еще одна проблема Т-14 кроется в двигателе, который выглядит хорошим по мощностным характеристикам, но у него пока нет долгой истории службы, а значит надежным его не назовешь. Плюс пока еще не собрана статистика поломок. Вот и получается очень дорогая машина с не очень надежной силовой установкой.
К этому следует добавить массогабаритные размеры установки, на место которой воткнуть тот же двигатель от Т-90 не получится. Из этого следует, что наши бойцы не смогут провести ремоторизацию на месте и в таком формате нет смысла отправлять машину в зону боевых действий.
«Еще один момент: СВО в значительной степени сделала все современные танки устаревшими, так как появилось новое средство поражения — FPV-дроны. Стоят копейки, а жгут вообще любую технику. И вот во время боев за Авдеевку командование ВСУ разрешало своим военным тратить до 15 машин на уничтожение одного нашего танка. Но это обычные танки, а тут машина по цене истребителя. Думаю, на него бы и 50, и 100 не пожалели, и там никакой бы КАЗ не помог. Он бы раньше закончился, когда на него эта стая полетела бы», — уверен аналитик.
Соответственно, на Донбассе «Армата» могла бы выполнять такие же функции, как и старенький Т-55: стрельба по противнику с закрытой огневой позиции. Но с такими задачами справятся и другие машины.
Можно ли исправить?
По мнению военного обозревателя Царьграда, реалии СВО наложили свои особенности на защиту бронемашин от всех возникающих в ходе боевых действий угроз. Эксперт полагает, что танкостроители в будущем пойдут по пути построения ОБТ вокруг систем противовоздушной обороны, как это сделано на флоте.
«На кораблях есть скорострельные пушки по схеме Гатлинга с вращающимся блоком стволов, которые сбивают цель еще на подлете, и, как говорит мой знакомый корабел, бронетехнике уготована та же судьба. То есть это будет либо пулемёт, либо дробовик, который будет в автоматическом режиме и с высокой скоростью стрелять по подлетающим целям. Другой вариант — создание дешёвого комплекса активной защиты. Примерно как «Контакт-1″, но на каждом из них будет свой детектор движения, и как только подлетает дрон, он ему взрывается навстречу», — размышляет собеседник Новороссии.
Фото: globallookpress.com/Jan Woitas
Аналитик напоминает, что в настоящее время военные в зоне СВО наваривают на танки пассивную защиту от FPV-дронов, те самые «мангалы», козырьки и сети. И если Т-14 все же отправить в зону боевых действий, с машиной будут поступать примерно так же, и непонятно, как с такими металлическими конструкциями будет работать бортовая электроника ОБТ.
«Армата» — безусловно, очень смелый шаг, но, видимо, он опередил свое время.