Кулинария — решающий фактор феминизма

Африка имеет печальную историю угнетения женщин. Тем не менее, рост феминистского сознания в последние годы был поразительным.Кулинария — решающий фактор феминизмаНоябрь 1969 г.; уроки кулинарии в средней школе для девочек в Лагосе, Нигерия. Современные стремления к расширению прав и возможностей женщин часто рассматривают в качестве цели освобождение от домашней работы.

Постоянные гендерные войны в социальных сетях разворачиваются как нескончаемая драма, и каждые две недели они попадают в меню общественного дискурса, особенно в Нигерии. Эти цифровые стычки — не просто тренд спорных твитов и обновлений, они обнажают укоренившееся состояние гендерной политики в стране, где вековые предрассудки, религиозные догмы и современное государство работают на поддержание патриархата.

Как и любое сражение, эти гендерные войны, ведущиеся с помощью клавиатуры, часто вспыхивают спонтанно. Их может спровоцировать что-то серьезное, например, история об изнасиловании, или сочная сплетня из шоу-бизнеса, например, разрыв брака знаменитостей, или даже забавный твит Деборы Адебиси, известной как Мамочка Зи. Всего через несколько дней после начала 2024 года беременная домохозяйка рассказала, что стала вставать в 4.50 утра, чтобы приготовить и упаковать обед для своего мужа, несмотря на беременность, потому что он упомянул, что его коллега принесла на работу дополнительную ложку, чтобы они могли обедать вместе.

По крайней мере, каждая третья африканская женщина подвергается физическому и сексуальному насилию в течение своей жизни.

Когда пользователи сети высмеяли ее поступок как принижающий и лишающий прав и возможностей, другие люди, разгневанные такой реакцией, — в основном мужчины и сторонники патриархата — превознесли её как воплощение истинной африканской женственности, готовой на все, чтобы сохранить свой дом. Их одобрение выразилось в потоке денежных пожертвований, которые вознесли её на вершину славы и в одночасье сделали миллионершей. Эта демонстрация поддержки вызвала волну одобрения со стороны брендов и правительственных организаций, которые предлагали ей все — от роскошного жилья до автомобилей и элитной кухонной техники.

Африка, а именно Нигерия, имеет плачевные показатели, когда речь заходит о гендерных отношениях и угнетении женщин. Несмотря на прогресс в некоторых областях, гендерное неравенство остается широко распространенным и глубоко укоренившимся. Например, только один из четырех парламентариев и 15 процентов землевладельцев в Африке — женщины, а вероятность того, что молодые женщины будут работать или получать формальное образование, в 1,5 раза ниже, чем у молодых мужчин. Кроме того, женщины сталкиваются с постоянными нарушениями прав человека и ограниченным доступом к образованию, здравоохранению, трудоустройству, принятию решений, лидерству и экономическим ресурсам. Дополнительные проблемы, такие как пандемия ковида, ещё больше усугубляют существующее неравенство. Кроме того, насилие в отношении женщин остается повсеместной проблемой и закрепляется несколькими видами социально-культурной практики, начиная от детских браков и заканчивая обрядами вдовства и калечащими операциями на женских половых органах. По крайней мере, каждая третья африканская женщина подвергается физическому и сексуальному насилию в течение своей жизни.

Социальная динамика

"Совершенно неудивительно, что дебаты разгорелись вокруг приготовления пищи. Зачастую речь идёт о том, какие нюансы могут означать для патриархальных или феминистских идеалов. В конечном итоге споры сводятся к тому, что означает это действие с точки зрения автономии и динамики власти в отношениях", — заметила Мэри Пелуола, старший менеджер проектов в Центре исследований и документации Women Advocates.

Исторически и даже в современном феминистском дискурсе очаг всегда считался жерновом на шее женщины и местом, где похоронены её мечты. Для нового поколения работающих женщин в Африке, которые отказываются определяться общественными ожиданиями традиционной женщины, эти дебаты имеют решающее значение для распутывания нитей угнетения, вплетенных в эти практики и нормы.

Соответственно, современные стремления к расширению прав и возможностей женщин часто рассматривают свободу от домашних обязанностей как цель. Среди всё большего числа образованных молодых женщин в Нигерии представление или ожидание потенциального партнера, что она будет занята приготовлением пищи и другими домашними делами может служить важнейшим критерием совместимости или несовместимости. Эта растущая контркультура, освобождая женщин, бросает вызов устоявшемуся социальному порядку. Для многих мужчин, социализированных для того, чтобы избегать задач, которые считаются рутинными или традиционно женскими, переоценка этих гендерных ожиданий является сложной задачей. Противоположные точки зрения часто интерпретируются как нападки на их мужественность, и столкновение между развивающейся гендерной идентичностью и традиционными ожиданиями явно неизбежно.

Если бы Мамочка Зи могла позволить себе холодильник, не было бы необходимости в самоуничижительном решении просыпаться в 4.50 утра, чтобы приготовить еду. Именно этот нюанс упустили феминистки.

К сожалению, есть женщины, которые застряли между стремлениями и реальностью и поэтому вынуждены ежедневно идти на компромиссы. Реагируя на эту ситуацию, защитник социального развития Жозефина Адокву считает, что "то, что мы выбираем делать ради любви, зависит только от нас". Адокву также заявила, что твит Мамочки Зи не порицание, а доказательство её приверженности отношениям, что является её личным решением, и добавила, что общество может высказать свое мнение только в том случае, "если женщину заставляют или принуждают делать такие вещи по причине домашнего, психологического или физического насилия или тяжелой экономической ситуации в семье".

На самом деле эта "тяжелая экономическая ситуация" (или, скорее, отчаянные трудности), похоже, сыграла свою роль в решении Мамочки Зи. За два месяца до своего судьбоносного твита Мамочка Зи, безработная выпускница факультета геофизики, также написала в твиттере, что ей нужен холодильник, потому что из-за ночной жары еда быстро портится. На фотографиях её дома была изображена скудная мебель — свидетельство низкого дохода семьи. А её муж, учитель начальных классов, относится к той части нигерийской рабочей силы, которая находится на самой нижней ступеньке жалкой шкалы зарплат в стране, в среднем составляющей около 17 долларов в месяц.

Кроме того, они оба живут в Лагосе, шумном городе с населением более 22 миллионов человек, чьи печально известные пробки часто заставляют офисных работников и студентов отправляться в путь уже в 6 утра, чтобы прибыть на работу к 8 часам. Это означает, что многие не успевают позавтракать, а если у них нет денег, то они сталкиваются с реальностью голодания в течение рабочего дня. Если бы Мамочка Зи могла позволить себе холодильник, утверждают аналитики, ей не было бы никакой необходимости в самоуничижительном решении просыпаться в 4.50 утра, чтобы приготовить еду. Именно этот нюанс упустили феминистки, когда обрушились на Мамочку Зи.

Неправильное толкование феминизма

По мнению Адокву, важнейшая проблема, которую высветила эта полемика, заключается в том, что "феминизм пострадал от искажений со стороны отдельных людей, особенно некоторых корыстных женщин, которые ложно выдают себя за феминисток, искажают и принижают истинную борьбу настоящих феминисток, тем самым создавая карикатуру на феминистское движение".

По её мнению, феминизм — это социально-политическая идеология и движение, направленное на устранение и ликвидацию системного неравенства и дискриминации по признаку пола. В своей основе феминизм исходит из того, что общественные структуры и нормы часто оказывают предпочтение мужчинам перед женщинами, что приводит к маргинализации и угнетению женщин в различных сферах жизни. В этом контексте феминизм рассматривает эволюцию гендерных ролей, приписываемых полам в обществе, и основывается на вновь приписываемом превосходстве одного пола — мужского — над другим — женским.

И хотя вызывает озабоченность тот факт, что искаженное представление существенно препятствует прогрессу в достижении феминистских целей в Африке, рост феминистского сознания с колониальных времен, несомненно, был поразительным. После периода бурного роста на заре независимости феминизм в Нигерии стал превращаться в оскорбительное слово, но сегодня многие молодые женщины, больше, чем поколение или два назад, причисляют себя к феминисткам.

Общество создаёт и формирует динамику гендерных отношений, и именно оно должно подвергнуться радикальной трансформации, чтобы эти отношения когда-нибудь изменились.

"Не существует единого феминизма, а внутри феминизма есть множество течений", — отмечает Джей Гаския, политический аналитик. По его словам, существует три основных течения, возникших в контексте исторических волн массовой и интенсивной организации и мобилизации масс вокруг условий жизни женщин, совпадающих соответственно с "борьбой за политическое представительство и право голоса — либеральный феминизм первой волны; борьбой за социально-экономическую справедливость, за право женщин работать и за равную оплату за равный труд — социалистический/марксистский феминизм второй волны; и нынешней волной феминизма, которая видит основное разделение в обществе на мужчин и женщин — радикальный феминизм". Он отметил, что, хотя все течения феминизма сосуществуют во всем мире, многие феминистки в Нигерии находятся под влиянием радикального феминизма третьей волны.

Отличительной чертой этой волны является отрицание структурных корней угнетения женщин в обществе. Например, несмотря на постоянные споры о том, кому готовить пищу в отношениях, женщины из высшей касты общества могут легко и без особых затрат облегчить бремя этих обязанностей, наняв свиту работников или предпочитая обедать вне дома. Но это не так для бедных женщин и женщин из рабочего класса, которых бедность вынуждает противостоять требованиям повседневной жизни менее уверенно и через сложный лабиринт компромиссов и корректировок. Это подчеркивает, почему в первую очередь феминистская концепция помещает угнетение женщин в материальные условия общества. Общество создает и формирует динамику гендерных отношений, и именно оно должно подвергнуться радикальной трансформации, если эти отношения когда-либо будут изменены.

Одним словом, в выборе Мамочки Зи нет ни изящества, ни стыда, поскольку он был продиктован её материальной бедностью, а не свободной волей. Поэтому не может быть и ничего славного, как хотели бы нас убедить мужские шовинисты, в том, что беременная женщина встаёт в 4.50 утра, чтобы готовить мужу еду на работу, когда есть другие, менее напряженные варианты. Не является взвешенным ответом и резкая критика феминисток, которые считают, что Мамочка Зи сделала единственный очевидный выбор, который позволяло её плохое материальное положение. Между тем, миллионы таких женщин, как она, вынуждены ежедневно делать подобный выбор, даже если они сами себя унижают. Но в других обстоятельствах эти женщины сделали бы другой выбор.

Сегодня Мамочке Зи больше не нужно просыпаться на рассвете, чтобы накормить своего мужчину, ведь у нее есть холодильник и микроволновая печь, что позволяет ей спать дольше и выбирать часы отдыха. Эта обретённая свобода в сочетании с её новым статусом влиятельной персоны и последующими финансовыми доходами ещё больше повысили ее уровень жизни, позволив ей делать себе поблажки, такие как регулярное питание в ресторанах, изысканные блюда и отпуск — то, чем должны наслаждаться все женщины.

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.Желающие поддержать канал, в ТРЕТИЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».