Главная интрига майских перемен
Одной из главных интриг грядущих майских перемен может стать новое министерство. Ранее, во второй половине 90-х годов у нас существовало Министерство по делам национальностей, упраздненное в 2001 году. В 2015 году появилось Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Чем занимается данная структура — решительно не понятно, как и целесообразность её существования.
При этом представители ФАДН зачастую попадают в различные курьезные случаи. Например, пару недель назад заместитель руководителя ведомства Анна Котова заявила, что никакой необходимости составлять список коренных народов России нет:
Политика государства строится на том, что народы, проживающие внутри Российской Федерации, не делятся на коренные и не коренные
При этом Котову не смутило то, что в нашей стране имеется список коренных малочисленных народов севера, для которых с целью их сохранения выделен ряд особых прав. Что, кстати говоря, совершенно оправдано. Однако, скажем, численность португальцев и американцев, проживающих в России, невелика. Так почему же ханты или ненцы имеют особые права, а американцы и португальцы нет?
Ответ очевиден для любого здравомыслящего человека. Во-первых, у американцев и португальцев есть свои национальные государства, которые должны заботиться о развитии этих народов. Во-вторых, становление и формирование американской и португальской нации происходило за пределами территории России. Поэтому в отличие от ненцев и хантов они не могут относиться к коренным народам нашей страны.
Казалось, в чем проблема масштабировать эту практику, определив список коренных народов России. Критерии достаточно простые и описаны выше: формирование и становление народа происходило на территории России (СССР, Российской Империи) плюс отсутствие у соответствующих народов собственного национального государства. Для историков и этнологов определить перечень коренных народов является простейшей задачей.
Однако для многих чиновников это кажется немыслимым. Думаю, все упирается исключительно в некомпетентность и отсутствие устоявшегося мировоззрения. Злой умысел вряд ли присутствует. Хотя здесь еще непонятно, что хуже. От врага ты хотя бы знаешь что ожидать, а что-то добиться от людей с плавающими взглядами практически невозможно. Только менять.
Теперь, собственно говоря, о переменах.
Велика вероятность, что в том или ином виде может быть воссоздано Министерство по делам национальностей (название может быть любое). Вышеупомянутый ФАДН могут повысить до уровня министерства, наделив его соответствующими полномочиями.
Однако здесь необходимо понимать следующее. Министерство по делам национальностей занималось исключительно внутрироссийскими проблемами. Тогда, 20-25 лет назад, действительно, межнациональные отношения в России переживали непростой период. Несмотря на то, что эффективной работу Министерства назвать было сложно, обоснование его наличия имелось.
Сейчас же новое Министерство в случае его создания будет отвечать как за межнациональные отношения внутри России, так и за миграционный вопрос. С одной стороны, целеполагание является понятным. Миграционная проблема в нашей стране перезрела. Нет системной политики. Соответствующие министерства и ведомства не могут даже назвать точное число мигрантов, находящихся в России, а гражданство раздается почти бесконтрольно.
С другой стороны, объединение в одно министерство и межнациональных отношений и миграционной политики может сыграть злую шутку. Сейчас никаких проблем во отношениях между коренными народами России нет. Отдельные эксцессы, что неудивительно, случаются. Однако в общем ситуация самая спокойная в новейшей истории. Большую роль здесь играет проведение Специальной военной операции и противостояние с Западом. Все народы России сплотились вокруг защиты своего Отечества. И это отлично видно непосредственно на фронте.
А вот с мигрантами ситуация другая. Как написано выше, у них есть свои национальные государства. Россию даже при получении гражданства они в лучшем случае считают своим вторым домом. А по большей части — просто территорией, где можно зарабатывать деньги, куда можно перевезти свою семью и повысить качество жизни. В большинстве своем мигрантам чужды наши традиции и обычаи. Они бы с радостью перевезли среднеазиатскую культуру и порядки сюда (к слову, постепенно они это и делают). Мигранты с удовольствием при возможности построили бы здесь Среднюю Азию, только с высоким (по их меркам) уровнем жизни.
«Адаптировать» мигрантов невозможно. Дело не только в их количестве, но и, вообще, в определении «адаптация». Что это такое? Рассказать мигрантам, что совершать преступления — это нехорошо? Обучить русскому языку? Мигранты и потомки мигрантов во Франции с детства разговаривают на французском и знают, что жечь машины — преступление. Однако это не останавливает французских арабов от регулярных погромов улиц городов.
Мигрантов можно либо интегрировать, либо ассимилировать. Интеграция актуальна для тех, кто приезжает в нашу страну на определенное время сугубо в целях заработка. Это чисто трудовые отношения без перевоза семей, паспортизации и т.д. Ассимиляция актуальна для тех, кто хочет получить гражданство России. Человек добровольно принимает русский язык, культуру, наши традиции и т.д. Если не хочет этого делать — у него есть собственное национальное государство. Выбор простой и понятный. При этом очевидно, что только несколько процентов мигрантов готовы добровольно ассимилироваться. Дело здесь совсем не в этническом происхождении, а исключительно в мировоззрении.
Унификация межнациональных отношений и миграционной политики вредна и опасна тем, что бюрократия намеренно или по глупости не будет разделять коренные народы России и мигрантов, вырабатывая единый подход что к одним, что к другим.
Во-первых, это будет дискриминацией по отношению к коренным народам страны. К тем, кто живет на своей земле, имеет с рождения российский паспорт, интегрирован в русскую культуру и традиции. Здесь, повторю еще раз, никаких проблем в межнациональных отношениях у нас нет.
Во-вторых, стирание правовых и законодательных границ между представителем любого коренного народа и мигрантом даст еще больше легальных возможностей последним. Начиная от получения гражданства, заканчивая созданием своих диаспор, «национально-культурных» автономий и т.д. Сращивание бюрократии с лоббистами мигрантов чревато еще большим усилением потока чужеродцев в нашу страну.
Все это будет происходить под песни, что, скажем, башкиры и таджики в правовом плане ничем не должны различаться. Вообще-то различие колоссальное даже с точки зрения законодательства. У первых есть с рождения паспорт России, у вторых — нет. Соответственно, права и обязанности также различны, и не нужно пытаться унифицировать подход, путая мягкое с теплым. У таджиков есть свое государство, которое заботится о своем народе. При чем здесь Россия?
Впрочем, нельзя исключать, что новое министерство в случае его создания все же будет проводить политику в интересах России, её коренных народов и национальной безопасности страны. Тем более, практически весь силовой аппарат, а также ряд профильных ведомств выступают за скорейшее и радикальное ужесточение миграционной политики. Может быть, институциональные изменения в управлении все же обоснованы этим.
И, конечно, многое будет зависеть от руководства нового ведомства. По-хорошему, его должен возглавить нынешний губернатор Калининградской области Антон Алиханов, который у себя в субъекте навел порядок с мигрантами настолько, насколько позволяют полномочия региональный власти, а также инициировал ряд проектов, направленных на возвращение наших настоящих, а не мнимых соотечественников.