Все почти готово: Британию ждет наказание за нападки на корабли России
В интересах российской армии холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» разрабатывает семейство безэкипажных катеров «Визир», предназначенных для решения широкого круга задач. В ближайшее время первая партия такой техники будет передана министерству обороны для проведения войсковых испытаний. Предполагается, что эти мероприятия пройдут в зоне проведения Спецоперации по защите Донбасса, и катера смогут показать свой потенциал в условиях реальных боевых действий.
Накануне испытаний
Напомним, что «Кингисеппский машиностроительный завод» (холдинг КМЗ) и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет впервые представили безэкипажный катер «Визир» на прошлогоднем форуме «Армия-2022». В дальнейшем это изделие показывали на других мероприятиях, а также оглашали планы развития проекта. В частности, в сентябре 2023 г. было объявлено, что новой техникой заинтересовалось министерство обороны, и ведутся предварительные переговоры.
В конце ноября руководство КМЗ сообщило о получении заказа от Минобороны на производство опытной партии из 10 катеров в ударном исполнении. Технику требовалось изготовить и поставить до конца года. К моменту публикации новостей завод успел сделать часть агрегатов и готовил окончательную сборку изделий. Тогда же объявили, что катера поступят в распоряжение сил специальных операций. Испытания пройдут в рамках Спецоперации в Донбассе, но подробности планов не уточнялись.
Следующая новость о ходе проекта поступила уже 14 декабря. РИА Новости цитирует управляющего директора КМЗ Михаила Даниленко и сообщает, что сборка первого катера по заказу Минобороны завершена. Теперь его отправляют в зону проведения Спецоперации. До конца года предприятию предстоит собрать еще девять таких изделий и тоже передать их заказчику.
Новый вариант «Визира», которому предстоит пройти испытания, обозначен как быстроходный безэкипажный катер-носитель (ББКН) и носит рабочее название «Одуванчик». Ранее его называли еще проще – «одноразовый катер». В КМЗ отмечали, что все подобные обозначения являются временными, и окончательные названия для катеров должен будет придумать заказчик.
Катер «Визир» в гидрографическом исполнении
Как долго будут продолжаться испытания, организация-разработчик не сообщает. Какими могут быть результаты запланированных мероприятий, по понятным причинам, неизвестно. Тем не менее, у КМЗ и армии нет серьезных поводов для пессимистических ожиданий. Кроме того, на ближайшие недели их главной задачей становятся не прогнозы, а сборка оставшейся опытной партии.
Перспективное семейство
Как следует из опубликованных данных, целью проекта «Визир» являлось создание безэкипажного катера-платформы с высокими тактико-техническими характеристиками. Его планировалось оснащать разными приборами и нагрузками для решения конкретных задач с максимальной реализацией потенциала базовой конструкции.
В качестве основы для платформы «Визир» был взят существующий катер РК-700М / «03080» / «Сапфир», серийно строящийся на КМЗ. Базовый катер сохранил ключевые узлы и агрегаты, но лишился части деталей. Кроме того, для него разработали новый комплекс управления с рядом необходимых функций.
Катер «Сапфир» построен на основе композитного корпуса длиной 7,5 м и шириной 2,4 м. Полное водоизмещение катера, в зависимости от комплектации, достигает 2 т. Корпус имеет традиционные обводы, необходимые для достижения высокой скорости и маневренности. Сообщается о повышенной прочности корпуса и его способности выдерживать различные удары.
Внутри такого корпуса размещается все необходимое оборудование, от систем управления до вооружения или приборов. В некоторых модификациях предусмотрена А-образная мачта для монтажа части устройств. Общая масса полезной нагрузки – 600 кг.
В рамках проекта «Визир» был разработан новый комплекс средств дистанционного и автономного управления катером. Он включает информационно-управляющую систему разработки КМЗ, систему технического зрения «Мурена», автопилот, средства навигации и т.д. Комплекс может выполнять команды оператора или действовать самостоятельно по заложенной программе, реагируя на разные факторы.
В виде опытного образца демонстрировался катер с гидрографической аппаратурой для проведения исследований и боевым модулем для самообороны. Заявлена возможность установки на платформу различных средств разведки и наблюдения, вооружения, беспилотных летательных аппаратов и т.д. При этом интеграция новых устройств и систем, вероятно, не требует серьезной переработки конструкции.
Катер оснащается дизельным двигателем и водометным движителем, за счет которых достигаются высокие ходовые характеристики. Максимальная скорость – 80 км/ч (43 узла). Запас хода – 200 км (108 морских миль).
ББКН «Одуванчик» получает закрытый сверху корпус и не имеет мачты. Такая конструкция уменьшает общую высоту катера и способствует его скрытному перемещению. Как ранее сообщалось, этот катер является одноразовым носителем тяжелой боевой части. При этом в КМЗ не исключают возможность его применения в качестве носителя БПЛА или системы борьбы с беспилотниками.
Большое будущее
К настоящему времени КМЗ и Политех завершили разработку базовой платформы и ищут разные способы реализации ее технического потенциала. Предлагаются и прорабатываются те или иные варианты полезных нагрузок для решения боевых и невоенных задач. Кроме того, строится и проходит испытания опытная техника в разных конфигурациях, а также ее показывают публике на основных отечественных выставках.
В целом ход работ по семейству катеров «Визир» дает поводы для оптимизма. Последние новости о строительстве одноразовых ББКН и скорой их отправке в зону проведения Спецоперации для испытаний в условиях реальных боевых действий тоже следует считать позитивными. Они показывают, что проект не стоит на месте и получает внимание потенциальных заказчиков.
В зависимости от результатов будущих войсковых испытаний, проект «Визир» и/или изделие «Одуванчик» может ждать большое будущее. Судя по заявленным характеристикам, КМЗ разработал весьма удачную надводную платформу с рядом характерных функций и возможностей. Серийные образцы такого класса в нашей армии пока отсутствуют, и «Визир» сможет занять эту нишу.
При этом дополнительным плюсом нового проекта является наличие нескольких специализированных модификаций, а также принципиальная возможность создания новых. Это означает, что Минобороны уже может выбрать требуемый образец из разработанных либо заказать создание нового.
Впрочем, пока дальнейшая судьба ББКН от КМЗ и Политеха остается неопределенной. Первые выводы о реальных перспективах такой техники будут сделаны только после проведения будущих войсковых испытаний. По условиям выполняемого контракта, завод-изготовитель должен передать партию из 10 катеров заказчику до конца года. Это означает, что «Одуванчики» попадут в зону проведения Спецоперации в ближайшие недели, и тогда же следует ожидать первые новости об их применении.