Джихадисты вербуют граждан Казахстана в свои ряды

Джихадисты вербуют граждан Казахстана в свои ряды

7 марта 2024 года Центр общественных связей ФСБ сообщил, что сотрудники ведомства предотвратили теракт в московской синагоге, готовившийся боевиками среднеазиатской ячейки «Исламского государства» (ИГ, запрещённая в РФ террористическая организация) «Вилаят Хорасан» (запрещённая в РФ террористическая организация). Утверждается, что ячейка действовала на территории Калужской области.

В сообщении ФСБ отмечалось, что во время задержания террористы оказали сопротивление и были убиты ответным огнем силовиков. В ведомстве не уточнили гражданство убитых.

8 марта Telegram-канал Astra со ссылкой на источники сообщил, что перестрелка боевиков с силовиками произошла 7 марта в деревне Коряково. По информации канала, убиты были граждане Казахстана – 35-летний Сабит Аширалиев и 32-летний Джанибек Таскулаев. Cообщение Astra распространилось в местных СМИ.

Комитет национальной безопасности Казахстана (КНБ) подтвердил появившуюся в СМИ информацию о том, что в ходе операции ФСБ по предотвращению теракта в России были убиты два казахстанских гражданина: «По указанному факту КНБ ведется досудебное расследование. Проверка осуществляется в тесном контакте с ФСБ России в рамках действующих каналов сотрудничества».

8 сентября 2023 года Комитет национальной безопасности (КНБ) Казахстана заявил, что главари группировки «Вилаят Хорасан» регулярно призывают к джихаду против России и других стран.

«Наибольшую угрозу представляет усиливающийся потенциал филиала международной террористической организации "Исламское государство" – "Вилаят Хорасан". По различным оценкам, их численность за это время возросла с 500 до 6 тысяч более подготовленных террористов… Лидеры этой организации регулярно призывают к джихаду не только против США, но и против Китая, России и Пакистана», – сообщил зампредседателя КНБ Казахстана Руслан Сейсембаев, выступая на открытии 40-го заседания Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Он напомнил, что именно этой группировкой были организованы нападения на российскую и пакистанскую дипломатические миссии, также она несет ответственность за убийство граждан Китая в кабульской гостинице.

Растущие по численности террористические группировки в Афганистане представляют реальную угрозу реализации проектов ШОС, считает Сейсембаев.

«Поступающая к нам информация позволяет сделать вывод, что формирование террористических угроз для государств-членов ШОС происходит под воздействием ряда доминирующих факторов. Одним из ключевых остается сохранение террористического потенциала в Афганистане. Пришедшему к власти в Афганистане в 2021 году [запрещённому в России] движению "Талибан" пока не удается создать эффективную систему госуправления и обеспечить должный контроль и безопасность. Эта страна остается центром притяжения для международных террористических группировок», – сказал Сейсембаев на заседании Совета РАТС ШОС (Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества) в пятницу в Астане.

По его словам, наибольшую угрозу представляет усиливающийся потенциал «Вилаята Хорасан»: «В совокупности складывающаяся ситуация создает реальную угрозу реализации масштабных проектов на территории государств ШОС. В их числе строительство железнодорожного коридора Термез-Кабул-Пешавар и газопровода ТАПИ для транспортировки туркменских углеводород через Афганистан, Пакистан в Индию».

По данным, представленным зампредом КНБ Казахстана, численность группировки «Вилаят Хорасан» возросла с менее 500 до 6 тысяч более подготовленных террористов. Его представители совершили дерзкие нападения на российскую и пакистанскую дипломатические миссии, был осуществлен расстрел граждан Китая в кабульской гостинице. Лидеры этой группировки регулярно призывают к джихаду не только против США, но также и Китая, России и Пакистана.

Помимо этого, в Афганистане базируется запрещённая в России Аль-Каида, численность которой составляет до 500 боевиков.

«Хотя "Вилаят Хорасан" и Аль-Каида контролируют часть территорий, они вполне способны выполнять резонансные нападения. Анализ ситуации позволяет прогнозировать сохранение в перспективе высокого уровня террористической опасности в Афганистане и вероятность ее экспорта на пространство ШОС, которое со всех сторон окружает эту страну. В этих условиях ключевое значение приобретает совершенствование практических форм методов взаимодействия разведывательных, контрразведывательных пограничных и правоохранительных органов государств ШОС», – добавил Сейсембаев.

Как видим, казахстанские силовики имеют полную информацию о степени опасности со стороны окопавшихся в Афганистане джихадистов.

А вот казахстанские чиновники ведут себя по меньшей мере странно.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу, выступая на недавнем заседании коллегии Минобороны РФ, отметил, как мы писали, что «за прошедший год численность боевиков "Исламского государства" (международная террористическая организация, запрещённая в РФ) выросла на 15%. Их основной целью является распространение радикальной идеологии и подрывной деятельности на южных рубежах ОДКБ».

Одновременно с этим ожидается почти на 20% рост производства наркотиков в республиках Центральной Азии. Помимо этого, «в регионе функционирует свыше ста крупных прозападных неправительственных организаций, имеющих более 16 тысяч представительств и филиалов». И далее: «На фоне специальной военной операции эти НПО значительно нарастили свою антироссийскую деятельность с целью снизить военно-техническое, экономическое и культурное сотрудничество государств Центральной Азии с Российской Федерацией. Принимаем меры упреждающего характера».

Предупреждение Сергея Шойгу об опасности, исходящей от окопавшихся в Афганистане джихадистов, было крайне актуальным, также как и его оценки об антироссийской активности множества прозападных НПО.

Тем не менее, в Казахстане тогда поспешили возразить министру обороны РФ, причем весьма категорически. «Как известно, поддержка гражданского сектора, поддержка НПО являются важнейшим приоритетом для президента, для правительства и для соответствующего министерства культуры и информации, которое отвечает за эту сферу. Поэтому, если я правильно помню, в нашей стране 18 тыс. НПО, они действуют в соответствии с нашим законодательством, и они являются очень важной частью нашего общества. То есть гражданское общество поддерживается государством Республики Казахстан», – прокомментировал замглавы казахстанского МИД Роман Василенко заявление Шойгу.

На озвученную Шойгу угрозу со стороны джихадистов из Афганистана в МИД Казахстана вообще никак не отреагировал.

Директор узбекского Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёр Эргашев недавно отметил, что афганское ответвление Исламского государства – движение «Вилаят Хорасан» представляет реальную угрозу для Центральной Азии:

«Если в 2021 году количество боевиков в "ИГИЛ-Хорасан" составляло примерно 5-7 тысяч боевиков, то сейчас их численность достигла, как минимум, 15-17 тысяч. Разные эксперты дают разные оценки, но с тем, что есть динамика увеличения количества боевиков, объединенных в рамках этого движения, согласны все, кто специализируется на Афганистане. Это однозначный факт».

Главной задачей этой радикальной группировки её адепты видят создание государства Хорасан, включающего территории стран Центральной Азии, Афганистана, отчасти Ирана. Столицей этого государства эти джихадисты планируют сделать Бухару.

«Экспансионизм движения "Вилаят-Хорасан" несомненен, поэтому гораздо более вероятным представляется активизация их действий в направлении нашего региона. При этом у "ИГИЛ-Хорасан" есть желание и сейчас уже появляются возможности для этого. Весь вопрос в том, когда хозяева движения – те страны, которые их спонсируют, дадут им отмашку на движение в сторону Центральной Азии», – рассказал Эргашев, отметив наличие и целого ряда более мелких формирований, проповедующих экспансионистскую идеологию.

При этом, Эргашев отметил, что у всех этих организаций есть свои спонсоры. Это не только монархии Персидского залива, но и «западные страны, которые всегда курировали через те или иные страны те или иные группировки в Афганистане».

Именно «западные страны» финансируют не только джихадистов, но и многочисленные казахстанские НПО, о чем, между прочим, должны бы знать казахстанские чиновники. Джихадисты вербуют в свои ряды граждан Казахстана, это уже невозможно отрицать.

Пресловутая многовекторность, возведённая чуть ли не в символ веры местных чиновников, мешает признать тот упрямый факт, что коллективный Запад не несет ничего хорошего для республик Центральной Азии. Нельзя же отнести финансирование западными спецслужбами террористов к геополитическому позитиву!..

Если у казахстанских правящих элит иное мнение по этому поводу, то жестокая правда текущей реальности скоро обрушится на их многовекторные головы, разрушая основы казахстанской государственности.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук