Новая сделка Путина с олигархами коснётся всех пенсионеров

Все последние дни одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в России являются налоги, вернее новости о том, что в нашей стране будут менять налоговую систему. Об этом прямо заявил наш президент Владимир Путин ещё во время своего недавнего послания депутатам и сенаторам, а затем он подтвердил своё намерение внедрить прогрессивную шкалу налогообложения ещё и в свежем интервью журналисту Дмитрию Киселёву. Примечательным во всех этих разговорах является то, что, как подчеркнул сам президент, фискальная реформа должна затронуть не только и даже не столько самых простых граждан, а в самую первую очередь крупные российские компании. Вместе с этим, тема повышения налогов на отечественный бизнес в нашей стране очень активно обсуждалась ещё в прошлом 2023 году. Тогда широкая аудитория познакомилась с интересным термином «windfall tax», который можно перевести на русский, как налог с того, что «надуло ветром». В данном случае имеются ввиду те сверхдоходы, который получил наш российский бизнес за прошлые годы, когда наша экономика очень активно росла в ходе своего восстановления после заметной просадки из-за кризиса в 2020 году. Так вот, начисление данного налога началось с 1 января текущего года. С этого момента все компании, прибыль которых за 2021 и 2022 годы оказалась выше той, что была зафиксирована у них в 2018 и 2019 годах, будут платить дополнительные 10% со своих доходов при условии, что они заработали в среднем больше одного миллиарда рублей. Ещё при обсуждении этого налога в прошлом году многие эксперты сходились во мнении, что его появление стало результатом заключения двухсторонней сделки Путина с российскими олигархами. Суть этого договора состоит в том, что и президент, и крупный бизнес попытались найти компромисс, этакую золотую середину.

Новая сделка Путина с олигархами коснётся всех пенсионеровВладимир Путин. Фото: mk.ru

Всё дело в том, что, как все прекрасно понимают, положение дел в стране серьёзно изменилось в 2022 году. Жизнь всех россиян так или иначе поменялась. Естественным образом все эти изменения также не могли обойти стороной и наш крупный бизнес. Однако, для того, чтобы не действовать грубо и топорно, просто повысив налоги на всех наших видных предпринимателей, президент решил действовать тонко и попытался решить данный вопрос полюбовно и максимально цивилизованно. В итоге решили, что появится такой вот новый налог с интригующим и непонятным названием и тем самым наши олигархи поучаствуют в поддержке своего государства. Это очень правильно с моральной точки зрения, ибо было бы как-то неловко, если бы богатейшие компании страны никак не помогали своему государству в столь сложный для всех его граждан период. Это действительно некая золотая середина между добровольными пожертвования частных предпринимателей и административным давлением на крупный отечественный бизнес. Олигархи ведь не могут быть безучастными к тому, что происходит в стране и пока со всеми своими трудностями справляется народ, просто постоять в стороне. Так что ввели новый сбор. Казалось бы, проблема решена, однако, судя по риторике нашего президента, этого решения оказалось мало. Государству, очевидно, потребовались дополнительные деньги и компенсировать их с помощью сбора дополнительных 10% с наших самых крупных компаний, видимо, не получилось. Поэтому Путину пришлось заключать с олигархами новую сделку. При этом, старый договор с этим новым налогом также остался в силе. Его никто не отменял. Просто президентом было заявлено о дополнительных мерах в этом направлении, а именно о скором появлении в России дифференциальной, то есть ступенчатой системы расчёта и уплаты налогов.

Здесь всё предельно ясно и просто: чем выше заработок или прибыль за год — тем выше ставка налога. Единственный вопрос, который остаётся неясным в связи с планами президента провести в стране модернизацию налоговой системы, заключается в том, а зачем, всё-таки, поднимать эти самые налоги, для чего конкретно. И ответ здесь может лежать в области пенсионного обеспечения. Многие уже обратили своё пристальное внимание на один очень важный момент, который всё ещё не даёт покоя большому количеству граждан, а именно — люди не понимают, почему Путин несмотря на все ожидания и, казалось бы, самую обычную логику не стал оказывать никаких серьёзных и специальных знаков внимания нашим пенсионерам перед президентскими выборами. Конечно, можно сказать, что глава государства просто на столько сильно уверен в своей победе, что ему не нужно задаривать представителей старшего поколения с тем, чтобы получить их поддержку. Ему ведь постоянно приносят результаты социологических исследований, согласно которым за него все последние месяцы были готовы проголосовать более 80% избирателей, так чего же ему переживать по поводу пенсионеров. А ответ тут кроется в более тонкой и деликатной ритуальной составляющей.

Дело не в том, что без раздачи пряников пенсионеров они за него не проголосуют и не в том, что, якобы оставшись без их поддержки, Путин даже в этом случае не сможет одержать убедительную победу над своими конкурентами, а в том, что помощь пожилым людям перед голосованием — это просто очень хорошая, добрая и правильная традиция. Это делается не потому что это надо делать или потому что это необходимо или выгодно, это делается для того, чтобы порадовать людей, и чтобы у них было хорошее настроение во время похода на избирательный участок. Чтобы президентские выборы, которые сейчас у нас проводятся всего один раз в шесть лет, воспринимались людьми, как праздник, и чтобы хороший шлейф от этого события растянулся бы ещё на несколько месяцев вперёд. Вот в этом вся суть. К сожалению, в этом году такого романтического периода не случилось. Пенсионеры остались без подарка. И одной из причин, по которой это могло произойти, может быть то, что в нынешних условиях противостояния давлению всего коллективного Запада у нашего руководство банально не нашлось, скажем так, «лишних» денег, в том смысле, что они были не предусмотрены заранее, для того, чтобы финансово поддержать пенсионеров перед выборами.

Иными словами, раздача прямой денежной выплаты, как это было в случае с выборами в Госдуму в 2021 году, легла бы тяжёлым бременем на наш сегодняшний и без того дефицитный бюджет. Государство просто бы не потянуло ещё одну большую статью расхода, которую ещё к тому же нужно было реализовать быстро и практически одномоментно, заплатив сразу всем российским пенсионерам. Но на дворе не 2021 год. Обстановка сильно изменилась. Реалии сейчас совсем другие. Той свободы распоряжения запаси бюджета, каковая была раньше, до начала санкционной кампании всего Запада против нашей страны, сегодня уже нет. Поэтому и выделить всем пенсионерам помощь в случае с нынешними президентскими выборами, очевидно, оказалось непосильной задачей для нашего руководства. Вернее, такую прямую поддержку можно было бы осуществить, но тогда могли бы просесть другие более значимые в настоящий момент статьи расходов. Так вот совсем нельзя исключать того, что Путин решил начать в России налоговую реформу во многом как раз по этой причине — потому что в текущей ситуации у него не оказалось под рукой какого-нибудь ещё нетронутого фонда, из которого он мог бы по своему желанию щедро помочь всем пенсионерам. В случае повышения налогов на олигархов, президент как раз-таки и может сделать себе такую новую «кубышку». Если вернуться в 2022 год, то тогда в июне Путин провёл внеплановую и совершенно неожиданную индексацию пенсий сразу на 10%. И он сделал это с тех средств, которые внезапно свалились на российский бюджет после резкого и никем не спрогнозированного подорожания отечественного газа. Как только нашего бюджета появились дополнительные доходы, Путин сразу же направил их на помощь пенсионерам, на улучшение их уровня жизни. Так что весь вопрос именно в этом — в источнике средств, из которого наш президент может осуществлять поддержку пожилых граждан. Поэтому предметом новой сделки Путина с олигархами могут стать именно те деньги, которые должны пойти на помощь всем российским пенсионерам. В этой связи, новый договор президента с нашими самыми крупными бизнесменами должен коснуться всех россиян, которые уже вышли на заслуженный отдых.