Путин восстанавливает БАМ. Зачем он нужен?
Президент России Владимир Путин за последние два года не концентрировал свое внимание на каких-то крупных проектах в стране, все были заняты коронакризисом. Но в течение последних месяцев глава государства посетил Кузбасс. Первая поездка дальше Центральной России, снова же из-за ковида.
Что так привлекло внимание на Кузбассе и причем здесь БАМ?
На самом деле все просто. В Сибири и на ДВ есть много угля, его можно продавать Китаю и за 10 лет выручить около 100 млрд долларов. То есть по 10 миллиардов в год – отличная доходная статья. Надо всего лишь построить 340 км железных дорог с инфраструктурой и потратить примерно триллион рублей.
На Кузбассе Путин встретился с представителями угольной промышленности и обсудил временные рамки, которые остались у России. Ведь Китай, как и страны первого мира идут в сторону «зеленой энергетики», вероятно, уже через 10-15 лет уголь будет нужен только государствам третьего мира, поэтому нужно максимально быстро построить вторую ветку БАМа и продать весь возможный уголь Китаю.
«Неправильно это останавливать стройку и сдвигать ее сроки. Это же экономически выгодный проект, окупаемый проект… Вкладывать деньги нужно в то, что окупается. «Это же окупается», — сказал президент на совещании с членами правительства (цитата по ТАСС). — Чего ждать-то? Мы с Маратом Хуснуллиным сегодня разговаривали, он просит на эти стройки и на дороги завозить из Средней Азии больше людей, частично у него там китайцы уже работают… Что нам мешает действовать параллельно? Если не хватает мощностей тех строительных организаций, надо другие подключать… Подключайте других, кто может строить, возьмите тех же самых военных железнодорожников».
Как вы понимаете, последний раз президент был так увлечен разве что строительством Крымского моста, которым поручил братьям Ротенбергам, а теперь БАМ -2. Интересы друзей президента сошлись здесь снова, поэтому братья Ротенберги, Тимченко и Хуснуллин будут решать между собой и с Путиным, кто уцепится за эту «золотую жилу», и кто поднимется в рейтинге Forbes.
Но вот еще один вопрос, насколько это все окупаемо?
Как я уже упомянул выше, строительство второй ветки БАМа – дорогое удовольствие, можно было бы построить высокоскоростную магистраль от Москвы до Казани или создать необходимую инфраструктуру в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, например, наконец-то решить логистические вопросы с Якутском, Чукоткой и Камчаткой. Выбор пал на достройку БАМа. Но даже если все успеют построить и продать, что со всей инфраструктурой делать дальше, на ДВ никто не едет переселяться и не поедет, такие объекты не дадут ничего перспективного.