Натовские генералы учат новое слово: «Товарищ Чернозём» закопал по башню всех западных бронемонстров
Два века назад французские историки в попытке обелить Наполеона придумали причину его поражения в российской кампании – «генерала Мороза». Дескать, против такой стихии бессилен и самый гениальный полководец, так что нечего тут нашего Бонапартика ругать. Потом этих мифических «офицеров» было еще немало, а новый век и нынешний конфликт в соседней стране породил, пожалуй, самого чудного из всех. Как пишут журналисты издания «The Sun», натовцам впору жаловаться на «товарища Чернозема», уж больно много бед у них стряслось из-за него.
Основные боевые действия ныне происходят в местах теплых и просторных. Жаркое солнце, избыток влаги и прекрасные «жирные», богатые почвы дают отличные урожаи. Но это будет потом, а после весенней распутицы это сплошное царство грязи. Причем не сказать, что непроходимой, местные же как-то справляются при помощи тракторов и внедорожников. А вот с иностранными танками вышла некрасивая история.
Тамошний чернозем имеет сложный состав, немалую его часть составляют суглинки. Они хорошо впитывают воду и плохо её отдают, поэтому почва просыхает очень долго. Из-за этого она прекрасно липнет к широким гусеницам британских танков Challenger 2.
Когда тяжелая машина пытается преодолеть хоть малейший подъем, под нагрузкой гусеницы вдавливаются в рыхлый грунт и через считанные секунды танк превращается в гигантский кусок грязи. И без того не легкий, 75 тонн, британский танк становится настолько тяжелым, что без спецсредств уже не подлежит эвакуации. Любые попытки выбраться из ловушки означают, что Challenger будет закопан по башню за считанные минуты.
Журналисты издания «The Sun» красочно описали потуги местных вояк по спасению Challenger 2, а потом добавили к ним рассказы ветеранов о том, как летом натовские танки тоже вязли в черноземе. Они могли передвигаться по нему лишь с черепашьей скоростью, чем с успехом пользовались русские, без суеты прицеливаясь по бронетехнике неприятеля. Объехать грязное месиво, разбитое траками других машин, не представлялось возможным – вокруг импровизированной дороги в изобилии были расставлены мины.
Помимо Challenger 2, печальная участь застрять в грязи и стать мишенью для противника была уготована 63-тонным шведским танкам Stridsvagn 122 и немецким Leopard 2A6. «Абрамсы» благоразумно в чисто поле не выпускали, они передвигались по руинам укрепрайонов, крошеву из асфальта, бетона и стекла, но это их тоже не уберегло. Британские журналисты задались вопросом, в может ли хоть один основной танк из стоящих на вооружении НАТО, справиться с задачей и уверенно наступать по чернозему. Ответ – маловероятно.
Получается крайне неприятная картина, когда некоторое число военных западных стран знало о грядущем фиаско с танками и грязью. Они знали о принципиальной уязвимости бронетехники НАТО перед коварным черноземом и ничего не сделали по этому поводу. Не отменили поставки техники в условиях, при которых она работать будет на пределе возможностей. Это уже не военная помощь вассалам, а какой-то саботаж получается.
Что еще хуже, профессиональные танкисты наверняка в рамках подготовки к своей миссии изучали условия на поле брани и вероятные риски, связанные с перемещением тяжелых танков по чернозему. Но их мнение руководство проигнорировало, что стало его вопиющей ошибкой. Равно как и перед этим отмахнулись от сообщений, что тягачи с танками на прицепах не проходят по массе через старые советские мосты.
Их строили под легкую, компактную и скоростную бронетехнику производства Союза. Теперь же начинается логистический кошмар с тяжеленными бронемонстрами производства НАТО. А все потому, что кому-то было лень внимательно изучить разведданные и нельзя исключать, что такой бардак творится в НАТО на всех уровнях. И как они с таким подходом собрались всерьез с Россией сражаться?