«Не за этим мы сюда пришли»: Из Рады готовы бежать депутаты. Закон о мобилизации оказал внезапный эффект
Украинскому обществу все труднее пребывать в искусственной реальности, созданной пропагандой. Народные депутаты стали зиц-председателями и уклонистами, не способными принять закон о мобилизации. В то время как сами мобилизованные не знают, за что идут умирать на фронт.
«Спасительный» побег из Рады
Из Верховной рады Украины бегут депутаты. Если раньше избранники народа стремились разными путями завладеть депутатским мандатом и даже заплатить за него любые деньги, теперь ситуация кардинально изменилась. По словам украинского журналиста и блогера Николая Хмурого, народные депутаты сейчас готовы заплатить любые деньги, чтобы вернуться к своей прежней жизни.
«Большего всего хотят покинуть Раду из фракции «Слуга народа», официально 17 депутатов, неофициально – 50″, — подсчитал журналист.
Фото: globallookpress/IMAGO
При этом он отметил, что глава пропрезидентской фракции Давид Арахамия, обеспокоенный безответственным поведением депутатов, препятствует их побегу, пугая «страшной недееспособностью Верховной рады Украины».
На днях в украинском парламенте произошел очередной казус. С трудом собравшиеся на очередное заседание депутаты вынуждены были спуститься в бомбоубежище, заслышав звуки воздушной тревоги. Просидев несколько часов в укрытии, они не появились в зале заседаний и после отбоя тревоги. Предпочтя незаметно ускользнуть из укрытия, депутаты отправились по своим делам. В итоге заседание Рады, «на котором должен был рассматриваться важнейший мобилизационный закон, было сорвано, поскольку кворума собрать не удалось».
А смысл в таком парламенте?
Побег народных избранников стал достоянием прессы. И более того, общественный резонанс набрал такую силу, что пришлось спешно проводить анализ ситуации с побегом в специальной передаче «Эспрессо» с политологами, политтехнологами и даже психологами.
Приглашенные эксперты пришли к выводу, что легкомысленное поведение украинских депутатов происходит по причине глубокого парламентского кризиса, в котором уже два года пребывает Верховная рада Украины.
«Но бежать – не выход, — заявил в эфире политтехнолог Олег Пастернак — Люди так рвались быть избранными в парламент, и теперь такой конфуз. Парадокс. Раньше нужно было миллионы заплатить, чтобы попасть в парламент, а теперь сложно оттуда убежать».
По мнению политтехнолога, внутренний кризис, в котором находится Рада, связан с общим разбалансированием государственной системы, чрезмерным влиянием офиса президента и резким снижением роли украинского парламента в политической жизни страны.
«Для большинства депутатов парламент перестал быть площадкой, где можно себя позиционировать. Фактически депутаты стали некими зиц-председателями, которые не обладают никакой властью, ничего не решают… Поэтому большинство понимает, что нет никакого смысла пребывать в таком парламенте».
Фото: globallookpress/IMAGO
По мнению Пастернака, депутаты также стремятся убежать из Рады, потому что очень боятся криминальной ответственности, «того, что их могут арестовать в любой момент».
«Самое тяжелое – утрата депутатской неприкосновенности… Сейчас на Украине офис президента, точнее его глава господин Ермак, набрал такую силу, что своим решением он может засадить любого депутата…»
О третьей причине бегства украинских депутатов рассказал оппозиционный журналист Николай Хмурый. По его словам, депутаты фракции «Слуга народа» не заинтересованы в своей работе в парламенте, так как не уверены в своем избрании на следующий срок.
«Они вообще ни в чем не уверены. И, прежде всего, не уверены, сохранит ли Зеленский свою власть в стране. Или им всем скопом придется эмигрировать…»
Сильное желание «сбежать от своих прямых обязанностей», по мнению журналиста, может привести к тому, что резко сократится количество депутатов, поддерживающих решения президента. И тогда возникнет необходимость привлечения депутатов других фракций голосовать за важные законопроекты.
«Сколько нужно бросить ВСУ на российские минные поля?»
На Украине из-за невозможности собрать парламентский кворум ряд законопроектов, необходимых для развития страны, многие месяцы находится в подвешенном состоянии. Особенно это касается ставшего уже скандальным закона о мобилизации.
На днях в издании «Нью-Йорк таймс» вышла статья, в которой автор исследовал мобилизационный вопрос на Украине. Перечислив известные проблемы мобилизации, американский эксперт сделал упор на то, что украинская власть и масс-медиа старательно замалчивают.
«…президент Зеленский всеми силами старается снять с себя ответственность за мобилизацию. Он отстранился от этого процесса, переложив ответственность на военное руководство…» — цитирует издание автора статьи.
Фото: Минобороны Украины/mil.gov.ua
Эксперт привел слова оппозиционного украинского депутата Гончаренко о том, что «Украина не победит Россию, используя только собственный мобилизационный ресурс».
«Сейчас требуют, чтобы были мобилизованы 500 тыс. украинцев… Но никто не поясняет, откуда такая цифра, почему их должно быть не миллион или не два миллиона? Если наша стратегия – атаковать через российские минные поля и преимущество в воздухе, тогда я не знаю, достаточно ли будет этих 500 тысяч. Мы не можем победить Россию только количеством наших людей…» — подчеркнул оппозиционный депутат.
Деление общества на сорта
Сейчас офис президента Украины и командование ВСУ требуют принять исправленный и доработанный законопроект об ужесточении мобилизации. Но депутаты от партии Порошенко «ПЕС» («Партия европейской солидарности») настаивают на том, чтобы все поправки рассматривались непосредственно в сессионном зале и голосовались всеми депутатами. Они обиделись на команду Зеленского, запретившую им выезд за границу. В скандал попал и сам Порошенко, проигравший иск к пограничникам на миллион гривен за то, чтобы его выпустили в Европу на день рождения сына.
На самом деле украинские депутаты не хотят брать на себя ответственность и боятся голосовать за законопроект о мобилизации, вызывающий острое неприятие общества.
В немалой степени недовольство жителей Украины вызвано тем, что от мобилизации предлагают предоставлять бронь тем, кто получает высокую зарплату. Если это будет прописано в тексте нового закона, будут разрушены последние иллюзии жителей Украины на обещанную справедливую европейскую державу, в которую должна превратиться Украина.
Бывший генпрокурор Украины Святослав Пискун в одном из интервью заявил, что количество уклонистов на Украине продолжает расти в геометрической прогрессии, а в это время Рада не в состоянии принять закон о мобилизации. Пискун полагает, что закон «споткнулся о норму, где говорится об откупе от армии».
«В пятый раз они обсуждают этот законопроект… и принять не могут. Потому что решили узаконить коррупцию… В стране, где за деньги можно откупиться от армии официально, происходит деление общества на сорта…»
Фото: Минобороны Украины/mil.gov.ua
По мнению украинского политтехнолога Дмитрия Спивака, больше всего противоречий вызывает вопрос, пойдут ли в армию служить дети элиты. Подтверждением этому был недавний скандал с сыном Порошенко, сбежавшим за границу.
«Остается открытым вопрос, где дети элиты… Примите уже эту норму, укажите, что нужно, к примеру, заплатить 10 тыс. долларов, чтобы не быть мобилизованным, и поставьте точку. Это цинично, но это правило лучше, чем сейчас, когда правил нет», — призывает депутатов политтехнолог.
Недавний скандал с признаниями военнослужащего Николая Мельника, который лишился ноги под Работино, показал полное отсутствие диалога между властью и народом Украины. Мельник, воевавший в рядах ВСУ, дал интервью «Украинской правде», где жестко раскритиковал позицию народных депутатов, участвующих в шоу ради пиара и обещавших, что Украина через три дня будет в Крыму.
«Я понял, что у нас есть другая реальность, искусственная, которая создается пропагандой и никоим образом не относится к реальной жизни», — заявил бывший военнослужащий.
По мнению Мельника, между властью и народом должен быть общественный договор, а в мобилизационном законе четко прописано, почему жители Украины должны идти умирать на войну и за что они должны это делать.
«Армия требует новой волны ротации, а они (власть) копируют Израиль в мобилизационном вопросе, но там хотя бы оглашают, сколько погибло, а на Украине все молчат», — отметил Мелник.
Украинская власть, как видно, очень боится того, что общество не будет готово к оглашению цифр реальных потерь.