В Мексике активизируются российские СМИ и дипломатические усилия
Весьма показательная статья в американском журнале The Hill ("Холм" — так в обиходе в Америке называют Капитолийский холм, где располагается Конгресс США)Поезд RT в метро Гвадалахары.
В Мексике, где в июне пройдут федеральные выборы и которую близость к США делает бесценным объектом для разведки, растёт число российских сообщений и СМИ.
Дипломатическое присутствие России в Мексике также непропорционально велико по сравнению с представительством Мексики в Москве, и это несоответствие вызывает опасения по поводу возможного шпионажа и кибернетической активности Кремля в Северной Америке.
Согласно официальным данным Министерства иностранных дел Мексики, в настоящее время в российском посольстве в Мехико аккредитовано 72 российских дипломата, в то время как в посольстве США аккредитовано 46 дипломатов, в посольстве Китая — 38, а в посольстве Мексики в Москве вообще всего 10 дипломатов.
"Российское посольство в Мексике очень активно, гораздо активнее, чем раньше, и иногда его активность, мягко говоря, удивляет, поскольку оно критикует некоторые позиции и в какой-то степени принимает [политическую] сторону, вмешиваясь", — говорит Марта Барсена, которая занимала пост посла Мексики в США с 2018 по 2021 год.
"Я бы не стала приписывать российскому посольству или российским спецслужбам некий генеральный план. Я просто думаю, что это основано на традиционном антиамериканизме некоторой части мексиканского населения", — добавила Барсена.
Хотя российское присутствие в Мексике сейчас более ощутимо, чем в предыдущие годы, ключевой сектор мексиканского гражданского общества и политических структур исторически стремился к более тесным отношениям с Советским Союзом, а теперь и с Россией.
"Существует прочная база Мексиканской коммунистической партии, которая берёт свое начало в 1919 году… Её доля составляет 5 процентов избирателей, и эти 5 процентов росли по мере того, как эта база объединялась с более крупными группами", — говорит Роберта Лахус, научный сотрудник Института Мексики Центра Вильсона и бывший дипломат, который представлял Мексику в качестве посла в четырёх странах, включая Кубу, с 2002 по 2005 год.
Эта база ранней коммунистической партии пережила разные политические эпохи — хотя всегда отличалась сильной антиамериканской позицией — и в конце концов нашла своё место в составе коалиции, стоящей за президентом Мексики Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором.
Коммунистическая база в значительной степени сохранила свою привязанность к России, даже когда эта страна полностью отказалась от коммунизма.
Коалиция Лопеса Обрадора широка: от остатков этой базы до мексиканской правой партии "зеленых" и значительной части партии-гегемона второй половины XX века, Институционно-революционной партии (PRI), которая теперь официально входит в оппозиционную коалицию.
Лопес Обрадор, бывший член PRI, придерживается нейтральной позиции по геополитическим вопросам в целом, и в частности по тем, которые связаны с Россией. Он отказался встать на сторону России во вторжении в Украину и до сих пор не осудил смерть лидера оппозиции Алексея Навального.
"С геополитической точки зрения, русские хотят вбить клин между Мексикой и Соединенными Штатами, её главным торговым партнером, другом и союзником, — говорит Долия Эстевес, мексиканская журналистка из Вашингтона, которая первой заговорила о растущем российском дипломатическом присутствии в Мексике. — Стратегия заключается не в том, чтобы правительства стран Латинской Америки, таких как Мексика, за пределами трёх диктатур [Кубы, Никарагуа и Венесуэлы], поддерживали войну или вторжение [на Украину], это не то, чего хотят русские, они хотят, чтобы они оставались нейтральными, потому что нейтралитет выгоден России. Такова цель. Они не хотят, чтобы, например, Лопес Обрадор поддерживал Россию, нападал на Соединенные Штаты и НАТО".
Но инвестиции России в страну ощутимы не только для людей, изучающих дипломатические списки Министерства иностранных дел, они повсеместны для мексиканцев, которые ездят в общественном транспорте.
Российская медиасеть RT, запрещенная в Европе и обычно рассматриваемая на Западе как пропагандистская, размещает рекламу на рекламных щитах по всему Мехико и транслируется на экранах в городском метро, которое совершает около миллиарда поездок в год.
"Столкнувшись с закрытием в Европе, где их трансляция запрещена, в США, Канаде, такие каналы, как Russia Today — теперь просто RT — Sputnik и так далее, усилили свое присутствие в тех странах, где они не запрещены, а это вся Латинская Америка", — говорит Барсена.
В январском интервью Начо "Эль Чапучеро" Родригесу, интернет-пользователю, поддерживающему Лопеса Обрадора, посол России Николай Софинский сказал, что "получил RT. С тех пор как началась реклама, наша аудитория очень сильно выросла".
Прямое обращение к мексиканским потребителям — новый подход для России, которая на протяжении десятилетий сохраняла свое присутствие в Мехико, как и другие мировые державы.
"Мексика, как и Вена, как и Стамбул, всегда была городом, где было много разведки, много взаимодействия спецслужб, — говорит Барсена. — Много секретных агентов из разных стран. И очевидно, что для России он очень привлекателен, потому что находится так близко к Соединенным Штатам. Теперь, когда их доступ в Соединенные Штаты так ограничен санкциями, следить за ситуацией в США из Мексики может быть проще, чем из других частей".
Тем не менее, на протяжении долгого периода холодной войны Россия в основном поручала свои разведывательные операции в Латинской Америке Кубе.
После Карибского кризиса 1962 года продвижение коммунизма в Латинской Америке было в значительной степени предоставлено Кубе и ее партизанской модели, считает Лахус. "Коммунистические партии становятся подчиненными партизанской стратегии, а Советский Союз переносит на Кубу основную часть своих отношений с Латинской Америкой", — говорит она.
Мексиканская политическая система при PRI — широком идеологическом зонтике, включавшем ярые антикоммунистические секторы, в том числе аппарат внутренней безопасности, — заключила сделку с Кубой, приняв левую риторику.
"Это была левая риторика, направленная на умиротворение коммунистов. Это были левые, которые защищали кубинскую революцию, а также защищали ее в ОАГ, но с ограничениями и соглашением: "Хорошо, я признаю ваше правительство, но вы не будете спонсировать партизан в Мексике", — говорит Лахус.
С другой стороны, PRI была официально нейтральной, но антикоммунистической в глобальном масштабе, и вставала на сторону Соединенных Штатов там, где это было важно.
"Мексика оказывала Соединенным Штатам принципиальную поддержку во время холодной войны в обмен на американскую поддержку индустриализации Мексики, и это особенно актуально, потому что после войны американский проект для Северной и Южной Америки заключался в свободной торговле", — говорит Лахус.
Эта двусмысленная позиция сторонников PRI в доминировала в публичной риторике Лопеса Обрадора на протяжении всей его карьеры и в начале его президентства.
"Лопес Обрадор вел себя как член PRI до недавнего времени, когда он пригласил президента Кубы произнести речь в День независимости и устроил парад российских войск на главной площади Мехико на фоне вторжения в Украину. Произошло качественное изменение, которое, на мой взгляд, является фундаментальным", — говорит Лахус.
На этой неделе Лопес Обрадор вызвал споры, высказав претензии после того, как избирательный трибунал приказал ему удалить из некоторых социальных сетей интервью с бывшим репортером RT Инной Афиногеновой, которое было опубликовано на Canal Red, испанском канале социальных сетей. Canal Red управляется Пабло Иглесиасом, испанским политиком, призывающим к дипломатическому прекращению войны на Украине.
Лопесу Обрадору было предписано удалить видео с YouTube и Facebook, поскольку суд счёл его пропагандой Клаудии Шейнбаум, бывшего мэра Мехико, баллотирующейся в президенты под политическим зонтиком Лопеса Обрадора.
"Они дали [Афиногеновой] два часа, больше двух часов на интервью. Полный софтбол. Если вы думаете, что интервью Такера Карлсона [Владимиру Путину] было мягким мячом, то это было еще хуже", — сказал Эстевес.
Лопес Обрадор впервые объявил об интервью в тот же день, когда Кремль обнародовал информацию о смерти Навального в тюрьме.
Все более дерзкие заигрывания Лопеса Обрадора с геополитическим огнем свидетельствуют о том, что популистская, антиамериканская база его партии имеет определенную власть над президентом.
"Популизм, который исходит от мексиканских левых, всегда разыгрывал прокоммунистическую карту, прокубинскую, просоветскую, потому что они очень анти-янки, глубоко анти-янки, они ненавидят Соединенные Штаты", — говорит Эстевес.
Рост этой идеологической ветви должен привлечь внимание США, считает Барсена.
"Я думаю, что Соединенные Штаты должны быть обеспокоены. Я думаю, что для у России нет цели дестабилизации Мексики. Скорее, они хотят добиться того, чтобы Мексика продолжала занимать позицию нейтралитета по отношению к войне на Украине, которая на самом деле в конечном итоге благоприятствует России", — сказал Барсена.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».