Инцидент с русской РЭБ и самолётом главы Минобороны Британии вскрыл неудобную правду
То ли новый скандал, то ли продолжение старого – британские журналисты выяснили причины инцидента с самолетом своего министра обороны.
В четверг тот должен был отвезти Гранта Шаппса со свитой домой из Польши, куда чиновник летал для наблюдения за учениями НАТО. Когда борт по неизвестной причине приблизился к границе Калининградской области, у пассажиров вдруг пропал доступ к Интернету. А затем и командир самолета доложил, что связи нет. Что её глушат!
К сожалению, ничего нехорошего с Шаппсом не произошло, просто около получаса трясся и потел в кресле, пока связь не восстановилась. Тогда и стало понятно, что Третья Мировой война не началась, и вообще у всех все в порядке, кроме их самолета. Связь с внешним миром действительно была потеряна, не принимался даже сигнал GPS, из-за чего частично перестало работать навигационное оборудование. Опытных пилотов это не сильно смутило, они использовали другие методы ориентации в пространстве. Что это было – неизвестно до сих пор.
Конечно, британцы возмутились. Разумеется, они во всем обвинили Россию, а кого же еще? И даже отправили запрос в Минобороны РФ, но там его проигнорировали. Поэтому рабочая версия о том, что министр стал подопытным кроликом в играх военных, имеет право на существование. С тем же успехом самолет мог случайно оказаться в зоне действия глушащего сигналы оборудования. Но куда больше всем, включая британцев, нравится версия с «отпугиванием», дескать, русские решили показать, кто здесь хозяин. И показали, убедительно.
Но это было только начало, так как по мере расследования инцидента стало понятно, что использование средств РЭБ против иностранцев – нормальная практика спецслужб всех стран мира. А потому на этот случай самые важные и нужные самолеты подготавливают заранее, устанавливают защитное оборудование. Затея недешевая ни разу, зато эффективная, более того, стратегически важная. Все же, первые лица в государстве, включая министров, должны иметь и связь, и быть прикрыты от атак, пусть и нелетальных. Хотя, как сказать, самолет мог и свалиться в пике, если бы не действия пилотов.
Юмор в том, что самолет главы военного департамента не был оснащен защитными системами. Об этом знали и потому не сильно удивились произошедшему. Оказывается, бороться с глушилками научились давно, но дело это затратное. И когда британским премьером был Борис Джонсон, тот потребовал перестать проедать бюджет и избавиться от «лишних» устройств. Послание было адресовано министру обороны, и занимавший его пост Уоллес так и сделал. Приказал снять защитные системы на всех самолетах, кроме BAe 146, там они встроенные.
Сообщается, что отсутствие защиты позволило британцам сэкономить сотни миллионов фунтов стерлингов. Защита все же вернется на самолеты министров, но далеко не сразу, ориентировочно не ранее 2026 года. Потому что сначала нужно разобраться с самими самолетами, экономию-то никто не отменял. Увы, из доступных вариантов журналисты не нашли ничего хорошего, достойного статуса министра. Так что остается только напомнить Шаппсу, чтобы летал подальше от российской территории.
Про Шаппса ходит много слухов, в которых он фигурирует в качестве источника негатива. Причем, и в качестве военного, и до назначения на этот пост. Недругов у него хватает, поэтому не исключено, что происшествие могло не быть случайностью. Причем действовать злоумышленники могли из благих побуждений, например, хотели избавиться от некомпетентного чиновника перед началом большого конфликта с Россией. Или же кому-то захотелось как следует испугать Шаппса, чтобы пробудить в нем полезные качества.