США хотят развернуть гиперзвуковые ракеты на атомных субмаринах
США планируют построить испытательный центр с целью разработки подводного гиперзвукового оружия, что проложит путь к использованию гиперзвукового оружия на подводных лодках против потенциальных американских противников Китая и России. Новый подводный испытательный центр является ключевым шагом, но плану по-прежнему мешают сокращение бюджета, сокращение заказов на судостроение и неясные цели миссии.
На слушаниях в комитете Сената США по вооруженным силам в этом месяце вице-адмирал Дж. Вульф, директор программ стратегических систем ВМС США, заявил, что США создают многофункциональный гиперзвуковой испытательный стенд с расширенными возможностями и инновационную подводную испытательную установку в Центре надводных боевых действий ВМФ в г. Крейн, штат Индиана. Подводный объект, в частности, знаменует собой значительный шаг к развертыванию гиперзвуковых ракетных систем для подводных лодок, указывая на стремление повысить скрытность и живучесть этих критически важных систем.
Вулф также объявил о совместных усилиях ВМС и Армии по разработке и внедрению общей системы гиперзвукового оружия. Партнерство будет использовать общий гиперзвуковой планирующий корпус и ракетный ускоритель, а также будет проводить график совместных испытаний, чтобы гарантировать, что новейшее оружие соответствует строгим стандартам производительности и надежности. Вулф подчеркнул важнейшие характеристики гиперзвуковых систем, которые могут преодолевать скорость, в пять раз превышающую скорость звука, и быстро и эффективно поражать хорошо защищенные объекты благодаря своей скорости и маневренности.
Это оружие занимает центральное место в стратегическом видении Министерства обороны США (МО), как изложено в Стратегии национальной обороны 2022 года, которая направлена на укрепление комплексного сдерживания, расширение возможностей проведения кампаний и обеспечение долговременных преимуществ над потенциальными противниками. США уже ранее заявляли о своем намерении разместить гиперзвуковое оружие на борту подводных лодок, хотя сокращение бюджета и отсутствие соответствующих испытательных мощностей помешали этим усилиям.
В ноябре 2021 года издание USNI News сообщило, что ВМС США намерены к 2028 году развернуть систему гиперзвукового вооружения для обычного оперативного удара (CPS) на борту первой атомной ударной подводной лодки класса «Вирджиния», оснащенной модулем полезной нагрузки «Вирджиния». Первоначально компания намеревалась использовать гиперзвук на четырех вариантах подводных лодок класса «Огайо» с управляемыми ракетами в 2025 году, но ей пришлось изменить свои планы из-за сокращения бюджета, которое не позволило ей построить подводный испытательный комплекс.
Что касается ракетной мощности, USNI отметила в феврале 2020 года, что дополнительный модуль полезной нагрузки Virginia имеет 28 ракетных каналов по 40 ракет на каждую подводную лодку. Отмечается, что этот модуль сделает ПЛАРК класса «Вирджиния» жизнеспособной заменой более старым ПЛАРБ класса «Огайо», вооруженного 154 ракетами, хотя и с меньшим ракетным потенциалом, что может привести к проблемам с огневой мощью. Сокращение бюджета и сокращение заказов на судостроение могут сильно омрачить будущее планируемого к созданию гиперзвукового арсенала подводных лодок США. Breaking Defense сообщает, что в этом месяце ВМС США сократили свой заказ на ПЛАРК класса «Вирджиния» на 2025 год с двух до одной единицы. Breaking Defense также сообщает, что, несмотря на отмену одной из запланированных лодок «Вирджиния», в бюджете ВМС США на 2025 год сохраняются девять проектируемых подводных лодок и мощности по производству подводных лодок для ВМС США и AUKUS.
Хотя строительство подводного центра для испытаний гиперзвукового оружия продвигает американскую программу гиперзвукового оружия, в докладе Исследовательской службы Конгресса США (CRS) за февраль 2024 года поднимаются критические вопросы об оперативных и стратегических последствиях гиперзвукового оружия. В отчете CRS говорится, что, хотя исследования гиперзвукового оружия в США активно финансируются, им не хватает четких планов приобретения или утвержденных требований к миссии. В нем также говорится, что существуют разные мнения относительно масштабов и доступности производства оружия в значительных количествах на поле боя. В отчете CRS подчеркивается, что необходимы более подробные оценки, в том числе стоимостной и стратегический анализ, чтобы лучше понять роль гиперзвукового оружия в стратегии США.
Что касается возможного тактического и стратегического использования гиперзвукового оружия США, Алан Каммингс в статье «Война на скалах» в ноябре 2019 года отмечает, что США могут использовать это оружие, чтобы сигнализировать о заинтересованности и решимости в использовании рычагов для достижения соглашений о контроле над вооружениями и обеспечения гибкого ответа в случае необходимости, например, при проведении противокосмических операций противником.
Каммингс отмечает, что даже небольшое количество американского гиперзвукового оружия делает его мощным сигналом для противников, поскольку оно может показать приоритеты США в отношении интересов и красных линий. Он также отмечает, что для достижения этой цели могут оказаться полезными развертывания и системы с низкой видимостью, которые можно быстро восстановить.
В 2010 году США одновременно заставили всплыть на поверхность три ПЛАРБ класса «Огайо» в Индийском и западной части Тихого океанов. Этот шаг, возможно, продемонстрировал недовольство США действиями Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В инциденте участвовали подводные лодки «Мичиган» в Пусане, Южная Корея, «Огайо» в Субик-Бей, Филиппины, и «Флорида» в Диего-Гарсия.
Каммингс говорит, что гиперзвуковое оружие может смягчить угрозы, которые почти равные противники Китай и Россия представляют для торговли или других стратегических интересов, если оно будет использоваться в качестве разменной монеты в будущих соглашениях о контроле над вооружениями. Он отмечает, что для того, чтобы США могли вести переговоры с позиции силы, им необходимо развивать те же возможности, которые они стремятся ограничить, поскольку только тогда потенциальные противники смогут серьезно отнестись к переговорам.
Однако США, возможно, уже серьезно отстают в производстве гиперзвуковых ракет подводных лодок. В феврале 2024 года газета Asia Times сообщила о первом использовании Россией со своего корабля ракеты «Циркон» — гиперзвукового оружия подводных лодок в продолжающейся войне на Украине. Российская ракета «Циркон» прошла свои первые летные испытания в 2015 году и была введена в эксплуатацию в 2022 году. Ракета была испытана на двух военных кораблях, а именно на фрегате «Адмирал Горшков» и атомной подводной лодке «Северодвинск», а затем была развернута на фрегате в январе 2023 года. В настоящее время этих кораблей в Черном море нет. Если бы ракета была запущена в бою, то ее запуск с корабля, на котором она еще не прошла испытания, был бы нетипичным шагом для ВМС.
Каммингс также упоминает, что использование гиперзвукового оружия может предложить альтернативные способы реагирования на враждебные действия противников в космосе. Он говорит, что США в значительной степени полагаются на космические средства связи, наблюдения и навигации, что делает их особенно обеспокоенными угрозами со стороны противника этим средствам. Он заявляет, что гиперзвуковое оружие может дать США возможность нанести первый удар по линиям связи с противоспутниковым оружием до того, как последнее может быть использовано. Он также упоминает, что короткое время полета гиперзвукового оружия может позволить США нанести ущерб до того, как их космические средства будут потеряны. И то, и другое, по мнению Каммингса, являются правдоподобными ответами на противокосмические атаки, которые могут в первую очередь сдержать использование противоспутникового оружия.
Габриэль ГОНРАДА