4 сентября 1795 г Екатерина Вторая известила грузинского царя, что уже выдвинула армию на помощь
Россия всегда беспокоилась о своих границах и 1795 год не был исключением. Кавказ переживал вторжение Ага-Магомет-Хана, великого иранского главного шаха, который привёл свои полчища и планировал помешать мирному развитию Кавказа. Политическими методами уговорить его у России не получилось.
Ага-Магомет-Хан планировал захватить Грузию, а именно Карталинию, ведь Грузия всегда состояла из нескольких княжеств и никогда не была единой, разве что в древних легендах и балладах давно забытых поэтов.
В Грузии князья постоянно спорили между собой за трон и проводили междоусобицу. То один князь приведет в Грузию турок, то другой приведёт персов, постоянно кто-то кого-то приводил и Грузия пришла к упадку и экономическому тупику. Такая нестабильность угрожала российским рубежам и решено было действовать.
В архивном списке № 14 на 138 странице в старинном почерке хранится письмо Екатерины Второй к карталинскому царю Ираклию от 4 сентября 1795 года. Постоянные набеги на Грузию не оставляли выбора, Грузия могла пропасть с карты мира, и поэтому грузинский царь подавал прошение к Российской Империи на предоставление помощи.
Письмо грузинского царя о помощи было полно эмоциональных просьб спасти грузинский народ от персидского вторжения, говорилось о запустении и разрушении привычного уклада и религии.
Екатерина Вторая в письме известила грузинского царя Ираклия, обратившегося за помощью, что она приказала командиру Кавказской линии Гудовичу выслать войска с артиллерийскими орудиями на помощь. В письме Екатерина Вторая пишет о том, что если соседние княжества помогут — то вместе они вполне одолеют Ага-Магомет-Хана и его полчища.
Политические переговоры с персами явно зашли в тупик, Ага-Магомет-Хан базировал свои войска в Азербайджане, в Шуше и Гянже и готовился выдвинуть их к Тифлису для захвата грузинской Карталинии. По сути помощь России оказалась решающей и произошла в нужный момент, но пока войска России подтягивались, Ага-Магомет-Хан ударил по Тифлису раньше времени.
Письмо из Санкт-Петербурга шло дня три-четыре, грузинский царь получает это письмо от Екатерины Второй и радостно всем рассказывает эту новость. Пока российские войска шли на помощь к грузинскому царю, в Карталинии даже не смогли собрать единое ополчение и не могли действенно поддержать российские войска ни провиантом, ни людьми.
Узнав об идущей из России помощи от агентов, Ага-Магомет-Хан решил опередить подход российского подкрепления и 10 сентября 1795 года уже стоял перед станами Тифлиса, доскакав с армией из азербайджанской Гянджи всего за одни сутки.
За весь период персидского вторжения в Грузию, местные князья не могли между собой договориться и не могли составить единое целое против борьбы с захватчиками. Споры между собой за троны в разных грузинских княжествах, среди грузинских князей поддерживала и Турция.
Об отважном и героичном боевом пути командира Кавказской линии Гудовича Вы узнаете в следующей статье. Но впоследствии Россия ликвидирует грузинские троны и остановит все многовековые распри между грузинскими царями и князьями.