Последствия необратимы. Почему у границ России появилась организация-зомби
«Нас раз за разом обманывали, принимали решения за нашей спиной, ставили перед свершившимся фактом. Так было и с расширением НАТО на восток», — отметил Владимир Путин в речи по случаю воссоединения Крыма с Россией. Ровно двадцать лет назад силы альянса вплотную приблизились к российским границам. Это привело к необратимым изменениям в сфере глобальной безопасности.
Читайте также:
Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет
Несдержанное обещание
В начале 1990-х существование НАТО постепенно теряло смысл. Москва вела политику постоянных уступок, Варшавский блок разваливался, Германия объединилась в пользу Запада, советская армия добровольно разоружалась. Каких-либо серьезных угроз для стран альянса не было.
Михаил Горбачев не препятствовал распаду социалистической системы, рассчитывая, что западные политики оценят это справедливо и сделают шаг навстречу. Лидеры США, Великобритании, Германии и Франции заверяли советского президента: бывшие страны Варшавского договора в НАТО никогда не вступят.
«Я знаю, что это правда, но это никогда не было зафиксировано в письменном виде. Так что мы правы, что утверждаем, что формального обязательства не было», — признавал экс-госсекретарь США Генри Киссинджер.
Еще одно оправдание несдержанного слова появилось у Запада после 1991-го. Обещания адресовали лично президенту СССР, а такого государства больше не существовало. Руководству новой России никаких гарантий не давали вообще.
Геополитическая реанимация
«НАТО не умирает. Это зомби», — гласит заголовок статьи National Interest, посвященной истории альянса после распада СССР. Блоку требуется постоянная реанимация. В 1993-м сенатор Ричард Лугар поставил вопрос ребром: организация либо меняет формат, либо прекращает существование. На новом импульсе развития особенно настаивали вашингтонские неоконсерваторы и представители проекта «Нового американского века», выступавшие за глобальное доминирование США.
В их число входил бывший военный разведчик Брюс Л. Джексон. С 1995-го он возглавлял неправительственный комитет США по НАТО. Организация была призвана способствовать расширению альянса и продвижению влияния Вашингтона в Европе. С ее помощью удалось пролоббировать проекты включения восточноевропейских государств в состав блока.
Одновременно Джексон занимал должность вице-президента корпорации Lockheed Martin, производителя ракет и военных самолетов. Военно-промышленный комплекс, разбогатевший на холодной войне и не желавший терпеть убытки в новых реалиях, был заинтересован в расширении НАТО. Лоббирование рассматривали как выгодное вложение — это открывало рынок сбыта оборонной продукции в бывших социалистических странах.
Кроме того, президент США Билл Клинтон стремился не допустить заполнения «вакуума безопасности» в Восточной Европе институтами Брюсселя. Для взаимодействия со странами, не входящими в блок, НАТО в январе 1994-го учредило «Партнерство ради мира» (ПРМ).
Россия сразу оценила программу как шаг в сторону расширения НАТО. В таком случае, подчеркнул президент Борис Ельцин в разговоре с Клинтоном, Москва должна присоединиться к альянсу первой.
«Все это время мы держали двери НАТО открытыми для вступления России, о чем я ясно заявлял Ельцину, а затем и его преемнику Владимиру Путину», — отмечал Клинтон в колонке для издания Atlantic в 2022-м.
На самом деле тогда ответ американского лидера был осторожный и ничего не обещающий. Москва придерживалась максимальной лояльности Вашингтону, но там не допускали и мысли включать Россию в блок.
Под американским сапогом
Одними из первых участников ПМР стали Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Еще в 1991-м они сформировали Вышеградскую группу для продвижения западной интеграции в рамках Евросоюза и НАТО, а также военных реформ в соответствии со стандартами альянса. Их рвение войти в блок сначала не одобрили другие страны-члены, но позднее достигли консенсуса на Римском саммите.
В 1993-м Ельцин официально посетил Польшу. Президент республики Лех Валенса ему заявил прямо: Варшава будет выбирать самостоятельно, вступать в альянс или нет. Российский лидер возражать не стал.
«В перспективе такое решение суверенной Польши, направленное на общеевропейскую интеграцию, не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России», — гласила российско-польская декларация.
Однако в Кремле настороженно отнеслись к планам Вышеградской группы. В 1996-м премьер Виктор Черномырдин отмечал: Россия не собирается диктовать свои условия другим странам, но уверена в том, что подобные действия не отвечают требованиям европейской безопасности.
«Нам хотелось бы, чтобы эта организация постепенно трансформировалась в политическую и главными для нее стали бы миротворческие акции», — говорил глава МИД Евгений Примаков.
Россия присоединилась к ПМР в 1994-м. Однако российскую позицию по альянсу Вашингтон не учитывал. Москва от сотрудничества не отказывалась, но требовала особых условий. В 1997-м Ельцин подписал в Париже Основополагающий акт о взаимных отношениях с лидерами НАТО. Стороны заявляли, что более не рассматривают друг друга в качестве противников.
Россия открывала постоянно действующее представительство при штаб-квартире НАТО в Брюсселе, а альянс — два постоянно действующих представительства в Москве: информационное бюро и миссию связи. Создавали Постоянный совместный совет. Запад обязался не размещать в новых государствах-членах ядерное оружие.
Но даже после этого Ельцин призвал противостоять концепции «натоцентризма», поскольку расширение альянса на восток «остается для России неприемлемым».
Армии Польши, Чехии и Венгрии постепенно переходили на западные стандарты, отказываясь от советского вооружения и сокращая численность войск. За вступление в блок на национальных референдумах проголосовали 85% венгров и 77,5% поляков. Чехи все решили на уровне парламента. На Мадридском саммите в июле 1997-го страны были официально приглашены в альянс и стали его членами 12 марта 1999 года.
В столицах прошли небольшие торжества. В Варшаве запустили фейерверк, возле Могилы Неизвестного Солдата на площади Пилсудского подняли польский и натовский флаги. Лидеры Вышеградской группы говорили в едином духе о свободе, возращении в большую семью и гарантиях безопасности. Тем временем Вашингтон не скрывал, что смысл расширения НАТО — в закреплении нового миропорядка.
«Неуклонно и систематически мы продолжим стирать линию, проведенную в Европе кровавым сапогом Сталина», — громогласно заявила госсекретарь США Мадлен Олбрайт во время подписания соглашения.
Новая надежда
В июне 1997-го известные деятели американской политики Роберт Макнамара, Джек Мэтлок и Пол Хитц в письме Клинтону назвали первое после распада СССР расширение НАТО «политической ошибкой исторических пропорций». Они открыто заявили, что внешняя угроза со стороны России отсутствует, но подобные действия могут подтолкнуть Москву на ответные меры.
Неизменность агрессивного характера организации вызывала серьезные опасения в Кремле. Едва альянс успел пополниться новыми членами, как войска блока начали бомбить Югославию в рамках операции «Союзная сила». Россия на некоторое время вынуждена была приостановить контакты с НАТО. В отношениях с Западом наступало охлаждение. Вашингтон не хотел упускать мировую гегемонию из рук.
«Клинтон вчера позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, и поэтому решил поиграть мускулами», — комментировал Ельцин в декабре 1999-го одно из высказываний американского президента.
Однако с приходом в Кремль нового российского лидера отношения между странами начали теплеть. Владимир Путин был первым руководителем иностранной державы, который позвонил президенту Джорджу Бушу после терактов 11 сентября 2001-го. Россия также поддержала операцию США в Афганистане.
С трибуны немецкого Бундестага Путин заявил о возможности сотрудничества России и НАТО по проблемам борьбы с терроризмом. В то же время Вашингтон решил выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 года. Москва назвала этот шаг ошибочным, но ничем не ответила.
Президент России принял участие в Римском саммите альянса в мае 2002-го. Путин и главы стран-участниц подписали декларацию «Отношения Россия — НАТО». Создавался новый совместный орган «Совет двадцатки». Но эффективное взаимодействие против терроризма так и не сложилось.
Ответ президента
На Вашингтонской конференции в 1999-м руководство НАТО приняло решение о создании «Плана действий по членству», который должны выполнить страны-кандидаты. В ноябре 2002-го к нему присоединились семь стран: Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия и Словения. Все получили приглашение о вступлении, выполнив всего по одной годовой программе.
«Над НАТО сегодня развеваются семь новых флагов, и альянс простирается от Бискайского залива до Черного моря», — заявил Буш на церемонии принятия новых членов в Вашингтоне.
На территории балтийских государств и Словении на тот момент не действовали ограничения на обычные вооружения, поскольку страны не были членами Договора об обычных вооруженных силах. Это вызывало дополнительное беспокойство Москвы.
Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что действия альянса заставляют Россию принимать меры безопасности как своей территории, так и территории ближайших союзников. НАТО вплотную приближалось к российским границам. В прибалтийских республиках разместили ВВС альянса, патрулировавшие воздушное пространство региона.
На встрече с генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером в апреле 2004-го Путин отмечал, что чисто механическое расширение не позволяет эффективно противодействовать таким мировым угрозам, как терроризм. «Россия по-прежнему считает расширение НАТО ошибочным шагом на пути укрепления европейской безопасности», — подчеркивал глава МИД Сергей Лавров.
В то же время министр обороны Сергей Иванов указывал, что со вступлением стран Балтии в альянс безопасность блока не повысится, поскольку это «страны — потребители безопасности», а не «производители».
Пятое расширение альянса стало самым крупным в истории. С этого момента отношения России и НАТО стали неуклонно холодеть. На Стамбульский саммит в июне 2004-го Путин, вопреки западным ожиданиям, не приехал, что было воспринято как политический ответ на продвижение на Восток. Через три года в Мюнхене Запад услышал настоящий ответ президента.