Автоапокалипсис: почему нижегородцам придется забыть о доступных автомобилях

Жителям Нижнего Новгорода и всей России готовятся к серьезным финансовым потрясениям на автомобильном рынке. Крупнейшие отечественные автопроизводители выступили с инициативой кардинального изменения системы налогообложения ввозимых и производимых транспортных средств, что может привести к беспрецедентному росту цен на все категории автомобилей.

Объединение автопроизводителей России (ОАР), включающее таких гигантов как КамАЗ, ГАЗ и Соллерс, направило официальное обращение в Министерство промышленности и торговли с требованием пересмотреть принципы расчета утилизационного сбора. Согласно предложению, вместо текущей системы, привязанной к объему двигателя, должна быть внедрена новая методика расчета, основанная на мощности силового агрегата. Это фундаментальное изменение способно перевернуть весь автомобильный рынок страны.

Если эти изменения примут, цены на автомобили могут вырасти на 22–40% согласно прогнозам консалтинговой фирмы «Автомаркетолог»

Письмо за подписью руководителей ключевых автозаводов было направлено министру промышленности и торговли Антону Алиханову, а также в профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы. В документе подробно изложена позиция производителей о необходимости защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции через механизм фискальной политики.

Действующая система утилизационного сбора, по мнению автопроизводителей, безнадежно устарела. Современные турбированные двигатели, особенно устанавливаемые на китайские автомобили, демонстрируют высокую мощность при относительно небольшом объеме. Аналогичная ситуация наблюдается с гибридными установками, где скромный по объему двигатель внутреннего сгорания сочетается с электрической компонентой. В результате сложилась абсурдная ситуация, когда автомобили из разных ценовых категорий с сопоставимым объемом двигателя облагаются одинаковым сбором.

Яркой иллюстрацией неравенства текущей системы служит сравнение бюджетного седана Changan Alsvin стоимостью 1,85 миллиона рублей с мощностью 98 л.с. и премиального BMW X3 ценой около 8 миллионов рублей с мощностью 255 л.с. Оба транспортных средства выплачивают идентичный утилизационный сбор в размере 677,4 тысячи рублей, что абсолютно не соответствует их рыночной стоимости и потенциальной нагрузке на экологическую систему утилизации.

Конец эры льгот: как перекрывают кислород частному импорту

Параллельно с изменением принципов расчета сбора автопроизводители требуют радикального сокращения льгот для физических лиц, ввозящих иномарки для личного пользования. Согласно действующему постановлению Правительства №1291, частные лица пользуются значительными преференциями при импорте автомобилей с двигателем до 3 литров.

Для новых автомобилей с двигателем до 3 литров утилизационный сбор для физических лиц составляет всего 3,4 тысячи рублей, для подержанных — 5,2 тысячи рублей

Такой значительный разрыв в налогообложении между юридическими и физическими лицами создает почву для массового серого импорта, когда коммерческие структуры используют формальных физических лиц для минимизации затрат на ввоз автомобилей. Производители настаивают на унификации подходов к расчету сборов, что фактически означает ликвидацию льготного режима для частных импортеров.

Татьяна Акимова, директор консалтингового агентства Автомаркетолог, предупреждает о катастрофических последствиях таких изменений для конечных потребителей. По ее расчетам, физические лица будут вынуждены платить утилизационный сбор наравне с юридическими лицами, что увеличит их расходы на сотни тысяч, а в некоторых случаях — на миллионы рублей.

Прогнозируется дифференцированное воздействие на различные сегменты рынка. Mass-market автомобили с двигателями 1,5-2 литра подорожают на 15-22%, в то время как импортные модели с моторами 2-3 литра могут прибавить в цене 30-40%. Особенно сильно пострадают мощные и премиальные модели, что сделает их ввоз через частные каналы экономически нецелесообразным.

Шок для дилеров и покупателей: какие цены ждать нижегородцам

Дилерское сообщество уже оценивает потенциальные последствия предлагаемых изменений. Андрей Ольховский, директор группы компаний Автодом, прогнозирует увеличение цен на популярные модели, такие как Li Auto или Aito Seres, на 2 миллиона рублей. Такой скачок сделает эти автомобили недоступными для значительной части текущей аудитории.

В компаниях Рольф и Авилон считают, что переход на расчет по мощности вызовет рост цен от 800 тысяч рублей и выше

Крупные дилерские сети признают логичность предложенного перехода, но отмечают неизбежное негативное влияние на потребительский спрос. Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автомобильной группы Авилон, подтверждает, что изменения сократят объемы серого импорта на 10-15%, но одновременно спровоцируют новую волну роста цен на официально ввозимые автомобили.

При этом эксперты сомневаются в эффективности предлагаемых мер для полного искоренения серого импорта. Бизнес, лишившийся привычных схем, наверняка найдет новые обходные пути, что может привести к дальнейшему усложнению системы регулирования и новым неожиданным последствиям для рынка.

Защита отечественного производителя или удар по потребителям?

Автопроизводители уверены, что новая система утилизационного сбора, основанная на мощности двигателя, поможет увеличить поступления в бюджет, уменьшить серый импорт и поддержать отечественный автомобильный рынок. Предполагается сохранение льгот лишь для массовых автомобилей мощностью до 160 л.с., что соответствует политике, ранее озвученной главой Минпромторга Антоном Алихановым.

Игорь Коровкин, исполнительный директор ОАР, подчеркивает, что основная цель изменений — обязать платить больше тех, кто покупает дорогие иномарки. По его словам, текущая система несправедлива, когда владелец бюджетного автомобиля платит пропорционально больше, чем собственник роскошного внедорожника.

Главное — чтобы платили больше те, кто берет дорогой автомобиль. Сегодня складывается ситуация, когда автомобиль дешевый, а платить приходится больше

Однако экономисты предупреждают о комплексном воздействии таких изменений на всю экономику. Удорожание автомобильного транспорта скажется на логистических расходах, что может спровоцировать инфляционную волну различных отраслей экономики. Конечный потребитель почувствует не только прямое повышение цен на автомобили, но и косвенное — через увеличение стоимости товаров и услуг.

Для Нижнего Новгорода, являющегося важным промышленным центром с развитой автомобильной культурой, предлагаемые изменения могут иметь особые последствия. Местные жители традиционно активно участвуют как в покупке официально ввозимых автомобилей, так и в частном импорте, что делает регион чувствительным к изменениям в регулировании автомобильного рынка.

Временное окно возможностей: стоит ли покупать автомобиль сейчас?

Аналитики рынка советуют нижегородцам внимательно следить за развитием ситуации и рассматривать возможность ускорения покупки автомобиля до принятия потенциальных изменений. Летом 2025 года дилеры активно распродавали прошлогодние запасы, что создавало относительно благоприятные условия для покупки.

В июле 2025 года продажи машин резко подскочили на 34% благодаря скидкам и распродажам

Однако август ознаменовался важным переломом: дилеры резко сократили количество спецпредложений и практически прекратили менять цены, распродав основные объемы старых запасов. Осенью 2025 года стоимость новых автомобилей может приблизиться к рекомендованным производителем ценам, что означает завершение периода масштабных распродаж.

Особенно сложная ситуация ожидается к началу 2026 года, когда утилизационный сбор на каждую машину с двигателем объемом 1-2 литра составит 800 800 рублей. Это почти на полмиллиона больше, чем платили до 1 октября 2024 года. Эти затраты производители и импортеры неизбежно переложат на конечных потребителей.

Эксперты отмечают, что условия для покупки автомобиля в ближайшие месяцы вряд ли будут лучше, чем сейчас. Уже в начале 2026 года можно ожидать затишья на авторынке и нового витка роста цен, что сделает автомобили еще менее доступными для широких слоев населения.

Таким образом, нижегородцам стоит готовиться к значительному удорожанию как новых, так и подержанных автомобилей. Предлагаемые изменения в системе утилизационного сбора, хотя и направлены на защиту отечественного производителя и борьбу с серым импортом, неизбежно ударят по карманам потребителей и могут иметь далеко идущие последствия для всей автомобильной отрасли России.