Захват Тифлиса персами в 1795 г был обусловлен нежеланием грузинской знати объединиться

Ага-Магомет-Хан, персидский шах, решивший завоевать Закавказье и Кавказ — не внял политическим переговорам с Россией и не захотел миром покинуть захваченные территории. Располагаясь в Азербайджане, он узнал, что российские войска Кавказской линии выдвинулись на помощь грузинскому царю Ираклию под Тифлис.

Ираклий не мог собрать ополчение в один кулак и как только получил весть — сразу стал хвалиться всем, что к нему скоро придут на помощь русские войска при артиллерийских орудиях.

Весть на следующий же день была передана агентом в персидский лагерь и Ага-Магомет-Хан решил ударить раньше, чем успели бы подойти к Тифлису русские войска. Напрасно грузинский царь просил своих братьев помочь, Ага-Магомет за одни сутки возник перед Тифлисом, переместившись с азербайджанской Гянджи с 14-ю воинскими отрядами.

На крепостных стенах Тифлиса находилось 35 артиллерийских орудий, это не мало. Граф Гудович спешил что было сил, но понимал, что отсидеться за стенами Тифлиса можно довольно долго, если грамотно распоряжаться средствами обороны. Но удивительное дело, жители надеялись лишь на русские войска и не спешили помогать грузинскому царю, не хотели идти в ополчение.

Ираклий смог собрать лишь 1500 человек вокруг своей столицы и это являлось решающим моментом, грузинская государственность была под ударом, а жители просто берегли своё имущество и перекладывали все тяготы по отражению персидского вторжения на русские плечи.

Царица Дарья уехала со своими людьми первой, почти на 100 вёрст от Тифлиса ближе к Северному Кавказу и казачьим станицам. Князь Зураб Церетели, который привёл свой отряд под стены Тифлиса от царя имеретинского Соломона — сумел обмануть царя Ираклия, сказав, что у него целых 8 тысяч воинов.

На самом деле Церетели разбросал по склонам небольшие отряды, который составляли всего 2 тысячи человек и ночью создавалось впечатление, что костров и людей великое множество. Потом имеретинцы предали грузинского царя и встали в один ряд с персами и грабили Тифлис.

Захват Тифлиса персами в 1795 г был обусловлен нежеланием грузинской знати объединитьсяАга-Магомет-Хан решил завоевать вначале ЗакавказьеАга-Магомет-Хан решил завоевать вначале Закавказье

Ополченцы, собранные на призыв грузинского царя в разных уголках — получали жалование и снаряжение и окольными путями возвращались домой, не желая воевать с вторгшимися персами.

Перед лицом внешней угрозы, грузинская государственность оказалась неспособной к объединению, вместе с имеретинцами получилось бы противостоять Ага-Магомеду, но защитники Тифлиса разъехались в разные стороны, а маленькая горстка обороняющихся была смята, город был захвачен 12 сентября 1795 года.

Как писал потом граф Зубов, нежелание грузинских князей договориться с грузинским царём — стало решающим событием в неспособности Грузии содержать свою оборону должным образом. Надеясь лишь на Россию, они никогда не могли объединиться, разве что в древних легендах и народных сказаниях.