Урсула идет на войну
Все мы знаем, что такое осеннее обострение. И все мы привыкли, что в этот период резко увеличивается количество «наполеонов», «вице-королей Индии» и прочих «исторических деятелей с гигантским масштабом личности». Поэтому тот факт, что председатель высшего исполнительного органа ЕС Урсула фон дер Ляйен вдруг вообразила себя «европейским Джорджем Вашингтоном», не должен вызывать удивления
Председатель Европейской комиссии в ходе своего торжественного ежегодного обращения о «состоянии союза»: «Это должно стать моментом независимости для Европы. Я верю, что это миссия нашего союза — обладать способностью заботиться о своей собственной обороне и безопасности… Решать, в каком типе общества и демократии мы хотим жить. Быть открытым миру и выбирать партнерства с союзниками — старыми и новыми. В конечном итоге вопрос состоит в том, чтобы обладать свободой и властью для того, чтобы определять свою собственную судьбу. И мы знаем, что мы можем это сделать».
Только «можем»? Значит, Европейский союз еще этого не сделал? Из контекста высказываний Урсулы фон дер Ляйен следует, что нет. Если «момент независимости» ЕС наступает только сегодня, то логично предположить, что еще вчера объединенная Европа была если не порабощенной, то уж точно зависимой и лишенной самостоятельности территорией. Странное высказывание для формальной руководительницы политической общности, которая уже давно провозгласила себя самой демократичной, самой передовой и вообще «самой-самой-самой».
Но вот с точки зрения самой фрау Урсулы, все очень и очень логично: «Европа должна драться — за свое место в мире, в котором многие главные державы настроены по отношению к Европе либо амбивалентно, либо враждебно. В мире имперских амбиций и имперских войн. В мире, в котором любая зависимость используется в качестве оружия. В силу всех этих причин должна возникнуть новая Европа». Какое яростное обличение «имперских амбиций» — яростное, но совсем не искреннее. Нынешний кризис в Европе в очень значительной степени является следствием имперских амбиций Европейского союза и входящих в него стран. Но в сознании Урсулы фон дер Ляйен нет места для этого факта, как, впрочем, и для большинства других фактов.
Зачем нужны факты, если все вокруг можно залить «словесной патокой»? Еще один фрагмент выступления председателя «правительства» Европейского союза: «Европа находится в состоянии борьбы — за континент в целом и за мир на этом континенте, за свободную и независимую Европу. Это битва за наши ценности и нашу демократию. Битва за нашу свободу и за нашу способность самим определять свою собственную судьбу. Не совершайте ошибок: это битва за наше будущее». Предвижу ваши претензии: нечто подобное — или даже не нечто подобное, а в точности подобное — я уже цитировал. Цитировал, не спорю. Но это двойное цитирование иллюстрирует одну интересную особенность программной речи Урсулы фон дер Ляйен. Это не столько выступление, сколько ритмичное повторение одних и тех же мантр.
Это обычно свойственно тоталитарным сектам, чьи лидеры осознанно пытаются лишить членов культа навыков критического мышления и заполнить их головы набором лозунгов. И фрау Урсула совсем не случайно выступает именно в такой стилистике. Вот, например, как она объясняет, почему современные европейцы живут хуже, чем в их возрасте жили их родители: «Правда состоит в том, что современный мир неумолим. И мы не можем залакировать трудности, с которыми европейцы сталкиваются каждый день. Они могут чувствовать, что земля уходит из-под их ног. Они могут чувствовать, что жить становится тяжелее, в то время как им приходится больше работать. Они могут чувствовать влияние глобального кризиса, более высокой стоимости жизни. Они могут ощущать скорость перемен, которая затрагивает их жизни и карьеры».
Очень выборочное и очень лукавое объяснение. У кризиса «европейского образа жизни» много самых разных причин — и объективных, и субъективных. И вот главная из этих субъективных причин: конфликт коллективного Запада с Россией. Конфликт, который возник и достиг своей нынешней степени накала в результате осознанного выбора европейских политических элит.
«Это война России! И это Россия должна заплатить!» — так Урсула фон дер Ляйен «объясняет» истоки украинского кризиса.
Но правда состоит в том, что этот кризис вызван «геополитической жадностью» западного политического класса, его неспособностью и его нежеланием услышать многочисленные предостережения Москвы, которые начали звучать еще в 1990‑х годах. Но для целевой аудитории фрау Урсулы это однозначно «лишняя информация».
Все как в самой настоящей тоталитарной секте — секте, которая, рассуждая о своем «мирном» характере, все больше превращается в военный блок.
И, по признанию самой главы Европейской комиссии, это лишь частично связано с конфликтом на Украине. Урсула фон дер Ляйен:
«Военная экономика Путина не остановится, даже если остановится война. Это означает, что Европа должна быть готова взять на себя ответственность за свою собственную безопасность. Конечно, НАТО всегда будет необходимо. Но только сильная и внушающая доверие доктрина безопасности Европы способна гарантировать нашу безопасность». Короче, я погорячился по поводу «осеннего обострения».
Похоже, что это обострение носит всесезонный характер — на многие годы вперед. Фрау Урсула всерьез собралась на войну.