Что роднит нового министра обороны Белоусова с Александром Суворовым
После выдвижения Андрея Белоусова на пост министром обороны России многие (а некоторые — гораздо раньше) отметили сходство нового главы военного ведомства с великим русским полководцем Александром Суворовым. Если копнуть поглубже, у этих деятелей из разных эпох гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Максим СКУРАТОВ
Ну вылитый Александр Васильевич!
О том, что Белоусов и Суворов похожи, первой заявила журналист Анастасия Кашеварова. В отличие от многих комментаторов назначений в правительстве России она не стала пускаться в пространные политологические рассуждения. Написала коротко:
А мне Белоусов всегда напоминал Суворова, портрет которого висел в классе истории в нашей школе. Я просто очень рада. Но ведь реально похож.
Издание Life.ru пошло еще дальше. Журналисты взяли комментарий у политолога и физиогномиста Сергея Дворянова. Специалист заявил, что сходство Белоусова с Суворовым является судьбоносным, и это вовсе не случайный знак, а «непостижимая загадкой русской истории».
Вот как эксперт прочитал лица государственных деятелей разных эпох:
Внешнее сходство двух исторических фигур неслучайно. Высокий лоб говорит об интеллекте и аналитическом складе ума, его обладатель не склонен действовать наобум, он просчитывает свои решения. Густые брови выдают и в Суворове, и в Белоусове мужчину-победителя, настойчивого и бесстрашного. Ровный и прямой нос — признак того, что его обладатель привык добиваться поставленных целей, а тонкие губы указывают на волевого человека, умеющего контролировать эмоции
Правда, есть нюанс. Тут очень важно, с чем сравнивать.
О том, как на самом деле выглядел князь Италийский, граф Суворов-Рымникский, доподлинно неизвестно. На всех портретах он выглядит по-разному. Часть из них можно назвать скорее фантазией художников на тему внешности великого полководца, чем исторически верными изображениями.
Даже герой Отечественной войны 1812 года, знаменитый партизан Денис Давыдов, лично видевший Суворова, в своих воспоминаниях писал:
…Не нравится мне ни один из его бюстов, ни один из портретов его, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, с которого вернейшая копия находится у меня, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизнен.
Бюст Суворова в музее в Ундоле (Лакинск, Владимирская область). Фото Царьграда
Давыдов говорит о портрете, который сделал во время пребывания Суворова в Вене придворный художник императора Франца Второго Йозеф Крейцингер. Шёл 1799 год, граф был в зените славы после Италийского похода, но позировать не любил. Крейцингер оказался одним из немногих живописцев, которому повезло запечатлеть генералиссимуса, что называется, вживую.
Поразительно, но на этом портрете сходство Белоусова и Суворова бросается в глаза ещё больше.
«Универсальные солдаты» и воцерковлённые люди
На этом общее в жизни и судьбе министра обороны и знаменитого военачальника не заканчивается.
Во-первых, и Суворов, и Белоусов — москвичи. Факт рождения Александра Васильевича в Москве не подтверждён, но многие исследователи склоняются именно к этой версии.
Во-вторых, решающую роль в определении карьеры обоих сыграли отцы. Генерал-аншеф Василий Суворов был гвардейским офицером, служил в Военной коллегии и Тайной канцелярии, в конце жизни стал сенатором, дружил с «арапом Петра Великого» Абрамом Ганнибалом, собрал обширную библиотеку, в которой особое место занимали труды о военном деле, вдохновившие юного Сашу на выбор дальнейшей стези.
Рэм Белоусов считается создателем советской научной школы в области ценообразования и управления. Ученый занимался подготовкой так называемой «косыгинской» реформы, расширившей самостоятельность предприятий, изучал экономическую историю СССР. Очевидно, что сын после выпуска из второй физико-математической школы далеко не случайно поступил на экономический факультет МГУ, который окончил с красным дипломом по специальности «экономическая кибернетика».
В третьих, и Суворова, и Белоусова можно назвать «универсальными солдатами» своего времени. Государственники и профессионалы, командные игроки высшего уровня и системные люди, они идут туда, куда посылает родина, готовы работать на любой позиции, берутся за любое дело— и всегда справляются.
Если послужной список Андрея Рэмовича — яркое тому подтверждение, то хрестоматийное представление об Александре Васильевиче вроде бы не вписывается в эту схему. Давайте посмотрим на биографию графа-военачальника повнимательнее. Мало кто знает, что Суворов, в полководческую звезду которого его отец-генерал не очень-то верил, начинал как армейский снабженец и даже дослужился до чина обер-кригскомиссара. Суворов оказался хорош и как администратор, и как командир. В баталиях он блистал, однако никогда не подводил ни на одном «фронте работ», куда его направляло государство.
Надо подавить бунт Пугачева? Суворов. Защитить только что присоединённый к России Крым не только от турок, но и от эпидемии чумы? Суворов. Построить военные укрепления на границах с Турцией и Швецией? Суворов. Усмирить польское восстание? Снова Суворов.
В-четвёртых, и Суворов, и Белоусов занимают верхние ступени «табели о рангах».
Министр обороны имеет высший классный чин гражданской службы России: он действительный государственный советник первого класса. Это соответствует званию генерала армии или адмирала флота (маршалов, фельдмаршалов и генералиссимусов у нас в стране нет).
У великого полководца тоже был высший чин, но военный. Все помнят, что к концу жизни Суворов дослужился до генералиссимуса.
В-пятых, оба героя нашей публикации — не только признанные практики, но и известные теоретики. «Наука побеждать» Суворова стала азбукой военного дела своего эпохи. Работы доктора экономических наук Белоусова, может быть, не настолько на слуху («Интегрированные матрицы финансовых потоков», «Российское экономическое чудо: сделаем сами», «Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию»), но вклад учёного в изучение российской экономики очевиден.
В-пятых, оба героя нашей публикации — глубоко воцерковлённые люди. Во время опалы из-за разногласий с Павлом Первым Суворов жил в своем имении Кончанское в Новгородской губернии. Вот как, по свидетельству очевидцев, он начинал свой день:
Он вставал за 2 часа до света, пил чай, обливался водою, на рассвете шёл в церковь, где стоял заутреню и обедню, причём сам читал и пел.
Вера настолько была важна для Александра Васильевича, что и в «Науке побеждать» он отмечал: «Молись Богу! От него победа. Бог нас водит – он нам генерал!». Во время опалы он даже подумывал уйти от мирских дел в монастырь.
Как и Суворов, Андрей Рэмович — не просто прихожанин. СМИ обошёл снимок 2013 года из архива храма Казанской иконы Божией матери в Пучково (Новая Москва). Андрей Белоусов сфотографирован в облачении церковнослужителя во время праздника Благовещения.
Церковнослужители — это помощники священников. Они не могут совершать таинства, но после хиротесии (по благословению епископа или настоятеля храма) помогают совершать службы.
Церковь в Пучково сыграла особую роль в жизни Андрея Белоусова. Здесь начался его путь к вере. Как рассказал настоятель, протоиерей Леонид Царевский, именно в этом храме в 2007 году тогда уже известный экономист и эксперт крестился.
С тех пор и началась новая, духовная глава в жизни политика, которая продолжается и по сей день. Леонид Царевский, к слову, для Андрея Белоуслова стал не только неким духовным наставником, но и настоящим другом.
Политик старался не терять связь с приходом, навещал, помогал в различных проектах, участвовал в службах в качестве алтарника.
— Сейчас он редко к нам приезжает. Несколько лет назад он стал чаще ездить в Сергиевскую Лавру. Он в основном там бывает. Но мы с ним дружим, переписываемся,
— рассказал «КП» отец Леонид.
Время покажет, сможет ли Андрей Белоусов войти в историю как человек, сумевший перезагрузить окутанное скандалами военное ведомство и придать ему новый импульс.
Одно очевидно уже сейчас: за дело нужно браться по-суворовски.