Против кого вооружается Турция?

Против кого вооружается Турция?

Здравствуйте, последнее время военно-промышленный комплекс Турции демонстрирует значительные успехи. Кроме всем известных дронов «Байрактар», Турция недавно запустила серийное производство отечественных танков «Алтай», представила истребитель пятого поколения KAAN, ракеты собственной разработки «Тайфун» и другие вооружения. А по численности активного личного состава турецкая армия является второй среди стран НАТО после США. Растёт и геополитическое влияние Турции: яркий тому пример — смена власти в Сирии при поддержке турецких сил.

Учитывая, что турки поставляют своё оружие Киеву и что исторически Турция была врагом России и конкурировала с нами за влияние в Сирии, усиление Турции и успехи турецкого ВПК у многих вызывают обеспокоенность. Обычно, когда я вижу новость о том, что Турция что-то разработала/испытала/запустила в серийное производство, под ней всегда множество «дизлайков» — негативных реакций от россиян. Но являются ли успехи турецкого ВПК плохой новостью для России или всё совсем наоборот? На примере Катара можно утверждать, что Эрдоган явно не дурак, а развитие ВПК Турции нам на руку.

9 сентября Израиль нанес авиаудар по столице Катара — Дохе. Атака была направлена на лидеров ХАМАС, проживающих в резиденциях, где проводились переговоры по прекращению огня в Газе. Это беспрецедентный инцидент, поскольку Катар — ключевой посредник в переговорах между Израилем, ХАМАС, США и Египтом, а также близкий союзник США. Удар вызвал международный скандал, осуждение со стороны арабских стран, ООН и даже частично со стороны США. Белый дом осудил атаку как «несчастный инцидент», но не полностью, чтобы не портить отношения с Израилем.

Примечательно, что при израильском ударе ПВО Катара не сработала: ни перехвата, ни обнаружения. Это породило слухи, что США могли специально отключить системы ПВО Катара американского производства, чтобы Израиль смог нанести удар, а возмущение Дональда Трампа было скорее показным.

В статье «Kill Switch», которая была написана задолго до этого удара, описываются механизмы и способы, как именно американцы могут дистанционно отключить вооружения своей разработки, поставляемые союзникам. Авторы материала не уверены в том, что у США есть большая красная кнопка, нажав на которую, американцы могут отключить ПВО или истребители своего производства союзникам. Однако описывают косвенные механизмы, через которые можно осуществить воздействие. Так системы ПВО «Пэтриот», включая и катарские, зависят от обновлений программного обеспечения и конфигураций радаров США, что означает, что США могут снизить или вывести из строя их эффективность. Стоит ли тогда удивляться, что Эрдоган предусмотрительно купил у России комплексы ПВО С-400?

Но в статье пример с ПВО не единственный. Другим ярким примером служит HIMARS. Система HIMARS способна запускать ракеты ATACMS большой дальности, что теоретически позволило бы Украине запускать ракеты вглубь территории России. Однако при поставке этих систем США намеренно ограничили их полную дальность, ограничив возможности Украины по их применению в наступательных целях за пределами определённого расстояния. Из статьи следует, что ограничения по дальности и целеуказанию можно вводить и дистанционно. Другой пример — беспилотники, такие например, как MQ-9 Reaper американского производства, работают через контролируемые США спутниковые каналы связи, что потенциально позволяет дистанционно отключить их в случае такой необходимости.

А ещё США никогда полностью не делятся технологиями со своими союзниками. Взять как пример программу совместного производства истребителей F-35. Эта программа не предусматривает полного производства самолётов союзниками, позволяя участвующим странам производить лишь определённые компоненты, при этом США сохраняют контроль над ключевыми технологиями и финальной сборкой.

Контроль над технологиями и возможность дистанционного отключения делают союзников США послушными. Стоит ли удивляться тому, что Катар в ответ на удары по своей столице выразил лишь озабоченность? Или что Европа в ущерб своим интересам убивает свою экономику? Если Европа пожелает изменить курс, отвернуться от США или хотя бы просто перестать покупать у американцев оружие для Киева, Штаты за это могут принять целый комплекс карательных мер: они могут «заморозить» обновления для F-35, без которых самолёт станет «слепым» через несколько дней или недель. Европа эксплуатирует порядка 500 F-35 и полностью потеряет превосходство в воздухе. То же касается систем «Пэтриот», что сделает Европу уязвимой к ракетным ударам. И беспилотников дальнего радиуса действия, зависящих от американских систем навигации. Добавим к этому высказывание Трампа, что он будет «поощрять Россию к нападению на Европу», если та откажется поднимать расходы — покупать ещё больше американского оружия.

Турция в начале 2000-ых также входила в десятку покупателей американского оружия, а значит не могла проводить самостоятельную политику и мало чем отличалась от европейцев. Однако после того как американцы ввели санкции против Турции за покупку С-400 у России, многое стало меняться. Нам ли не знать, что санкции это двигатель импортозамещения? В рамках санкций США исключили Турцию из программы совместного производства F-35 и отменили поставку более 100 самолётов, за которые Турция уже заплатила. В ответ Турция ускорила развитие собственной оборонной промышленности.

На сегодняшний день зависимость Турции от США значительно снизилась, а доля отечественного ВПК выросла. Это делает Турцию более самостоятельным игроком на мировой арене, т.к. Эрдогану уже нельзя угрожать отключением американских систем, если он сделает что-то вопреки интересам Америки. Если исходить из интересов Турции, то конфликт с Россией не выгоден Эрдогану. Турция зависит от потока российских туристов, РФ строит в Турции АЭС, поставляет газ, в том числе позволяя зарабатывать на его транзите через турецкую территорию. Если Турция обретёт больше самостоятельности, куда более вероятен конфликт Турции с Израилем из-за Сирии или с Грецией из-за Кипра. А Греция и Израиль это союзники США. Таким образом, в случае обретения независимости от американского ВПК, Турция может занять правильную сторону истории, что нам только на руку.

На примере Катара или Европы можно наглядно увидеть, что Турция делает правильные шаги, развивая отечественный ВПК, и это вовсе не обязательно представляет угрозу для России, а может и наоборот — является причиной, почему Эрдоган стал посещать саммиты ШОС и БРИКС, иметь собственное мнение и принимать решения вопреки окрикам из Вашингтона. Вряд ли Турция когда-то станет нам другом, но вполне может перестать быть врагом.