Трамп заходит с белорусского фланга
Минск и Вашингтон, похоже, достигли значительного прогресса в нормализации своих отношений. Президент Дональд Трамп отменил санкции, наложенные на белорусскую авиакомпанию «Белавиа», а также собирается восстановить американское посольство в Минске. Соответствующее заявление 11 сентября сделал Джон Коул, заместитель специального представителя США Кита Келлога, по итогам встречи с президентом Александром Лукашенко.
Коул, который также является заместителем помощника президента Трампа, оценил нынешние отношения между странами как «хорошие, но не прекрасные», указав на значительный потенциал для их улучшения. Он отметил, что, несмотря на возможные разногласия, их не следует «вытаскивать на поверхность», а Трамп настроен на полную нормализацию двустороннего диалога.
Санкции против Беларуси были введены США в 2021 году после силового подавления протестов, последовавших за президентскими выборами 2020 года. Дополнительные ограничения были наложены после инцидента с экстренной посадкой в Минске самолета Ryanair и задержания оппозиционного блогера Романа Протасевича. «Белавиа» была включена в санкционные списки уже при администрации Джо Байдена, в 2023 году.
Как сообщало агентство Reuters, этот визит мог быть воспринят как шаг, способствующий началу мирных переговоров по урегулированию ситуации на Украине. Вместе с тем, подобного рода дипломатические сближения не стоит воспринимать, как что-то долгосрочное. Политолог-американист Борис Межуев высказал мнение, что администрация Трампа, не получив ожидаемых уступок от Путина, переключилась на ближайших союзников России.
— Борис Вадимович, можно ли считать вчерашний визит потеплением в отношениях между США и Белоруссией. И в связи с чем это может быть связано?
— Это явно связано с давлением на Россию. В данном случае — это попытка использовать Белоруссию в качестве давления. Использовать в пользу той формулы мира, которую, собственно, предлагает американская администрация.
При этом любое потепление отношений Соединенных Штатов с подобного рода государствами всегда длилось временно. Таких потеплений было много, и, как только приходила новая администрация, она начинала мстить той или иной стране за такое потепление.
Как администрация Обамы мстила Каддафи, нынешняя администрация Трампа мстила венесуэльскому режиму, к которому потеплел Байден. Эти все потепления носят исключительно временный и ситуативный характер.
— Какой интерес для Трампа может вызывать Лукашенко? Нет ли в этом потеплении опасности для России?
— Главная цель — это раскол с Россией или внесение определенного напряжения в российско-белорусский союз.
Я не думаю, что США удастся разыграть Белоруссию против Китая. Но поскольку у Белоруссии и России, очевидно, есть какие-то расхождения (в первую очередь, связанные с конфликтом на Украине), все несомненно тяготеет к нему, чтобы всячески доказать России — эти переговоры необходимы.
Эти попытки уже были. Белоруссию совершенно не интересует продолжение военных действий. Она готова к любому реактивному соглашению, а Россия к этому относится совершенно иначе.
Идет попытка заручится поддержкой Лукашенко, чтобы он стал одним из элементов давления на Россию. Может быть, наряду с другими странами СНГ. При этом, если Белоруссия по Украине будет занимать более мирную позицию, это исключит возможность использования ее территории Россией с точки зрения боевых действий.
— Как вы можете оценить мнения о том, что снятие санкций с «Белавиа» — это первый шаг к снятию антироссийских санкций и возобновлению экономических отношений с Россией?
— Нет, это не одно и то же. Как нам обещают, новых санкций не будет, а все текущие будут сняты только, если будут завершены боевые действия. То есть санкции сниматься не будут, в лучшем случае будут происходить какие-то поблажки. Но это, скорее, будут закулисные решения.
Какие-то компании уже фигурируют, например, Exxon на Сахалине. То есть какой-то такой молчаливый обход санкций происходит, но все-таки публичного снятия, конечно, не произойдет.
— Может ли Белоруссия и Лукашенко в этой связи выступить в какой-либо роли в ходе возможных новых переговоров между Россией, США и Украиной?
— Исключать этого нельзя, это вполне возможно. Во всяком случае, я думаю, сам белорусский президент рассматривает себя в этом качестве.