Финляндия перед историческим долгом: почему 20 триллионов стали яблоком раздора в отношениях с Россией
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с заявлением, которое может кардинально изменить отношения между Россией и Финляндией. В своей колонке для ТАСС политик указал, что после вступления Финляндии в НАТО у России появляются все основания пересмотреть свой отказ от масштабных компенсаций за ущерб, причиненный действиями Финляндии в период Второй мировой войны. Речь идет о сумме в 20 триллионов рублей, оцененной Верховным судом Карелии.
Исторический контекст этого вопроса восходит к событиям Второй мировой войны, когда Финляндия выступила на стороне Германии, хотя официальных межгосударственных или военных соглашений о сотрудничестве с ней не подписывала. Власти Финляндии тогда заявляли, что страна вновь находится в состоянии войны с СССР, и в Хельсинки ее рассматривали как продолжение Зимней войны 1939-1940 годов. В 1944 году было достигнуто перемирие с Москвой, по условиям которого Советскому Союзу отошла часть финской территории.
«Финляндия после вступления в НАТО стала нарушать договоры 1947 года и об основах отношений с Россией 1992 года. Без военно-политической составляющей нет и отказа от компенсаций в 20 трлн рублей», — заявил Медведев.
Парижский мирный договор 1947 года предусматривал репарации в размере 300 миллионов долларов, из которых Финляндия выплатила только 226,5 миллиона. Советский Союз, а затем и Россия как его правопреемник, добровольно отказались от оставшейся суммы в качестве жеста доброй воли. Однако, как подчеркивает Медведев, этот жест не был оценен нынешними поколениями финских политиков.
В своей колонке под названием «Новая финская доктрина: глупость, ложь, неблагодарность» Медведев подробно изложил исторические параллели между поведением нынешних руководителей Финляндии и их предшественников почти столетней давности. Он напомнил, что без участия финских вооруженных сил блокаду Ленинграда, унесшую жизни сотен тысяч мирных жителей, установить бы не удалось.
Особое внимание в заявлении Медведева уделяется современному военно-политическому контексту. После вступления Финляндии в НАТО в апреле 2023 года финские власти, по его словам, начали попирать ранее подписанные договоренности. Среди них — оборонные статьи Парижского мирного договора 1947 года и положения Договора об основах отношений с Россией 1992 года, касающиеся отказа от использования вооруженных сил за пределами своей территории.
«Такой ревизионизм должен быть жестко пресечен», — подчеркнул Медведев. В противном случае, по его словам, под вопрос ставится действительность самих этих договоров.
Заместитель главы Совбеза РФ обратил внимание на усиление военной активности НАТО в непосредственной близости от российской границы. Он указал на процессы создания штабной структуры передовых сухопутных сил альянса в Лапландии и развертывания штаба командования сухопутного компонента корпусного уровня ОВС НАТО в городе Миккели. Также появляются новые гарнизоны, например, в населенном пункте Ивало, расположенном в 40 км от российской территории.
Медведев заявил, что Финляндия проводит курс на подготовку к войне и, вероятно, готовит плацдарм для нападения на Россию. По его словам, Хельсинки перешел к такому курсу после вступления в НАТО, и он реализуется под видом оборонных мероприятий.
Политик также предупредил Финляндию о возможных последствиях противостояния с Россией: «Финскому истеблишменту, главное, не забывать, что противостояние с нами может привести к краху финской государственности уже навсегда. Миндальничать, как в 1944 году, с ними уже никто не будет».
Отношения между Финляндией и Россией резко ухудшились после начала конфликта на Украине. Этот процесс значительно усилился, когда Финляндия вступила в НАТО в апреле 2023 года. Впоследствии финские власти ужесточили правила въезда для граждан России, а затем приступили к закрытию пограничных пунктов. В настоящее время все юго-восточные пограничные переходы остаются закрытыми для граждан.
В апреле 2025 года президент Финляндии заявил о необходимости моральной подготовки к возобновлению отношений, однако в августе того же года уточнил, что это возможно лишь после заключения мирного соглашения между Москвой и Киевом. На этом фоне посол РФ в Хельсинки Павел Кузнецов констатировал полное разрушение двусторонних отношений.
Заявление Медведева о возможном пересмотре репарационных требований к Финляндии прозвучало на фоне этих сложных геополитических процессов. Политик подчеркнул, что Россия имеет все основания для такого пересмотра «в силу самого права» (ipso jure), особенно на фоне раздувания в Финляндии антироссийской милитаристской истерии, подкрепленной бряцанием оружием.
В Кремле пока не прокомментировали возможность официального предъявления финансовых требований к Хельсинки. Однако заявление Медведева, занимающего пост заместителя председателя Совета безопасности России, свидетельствует о серьезном изменении подходов Москвы к отношениям с Хельсинки после вступления последней в НАТО.
Историческая оценка ущерба, причиненного Финляндией в годы Второй мировой войны, становится новым элементом в сложной системе современных российско-финляндских отношений. Размер компенсации в 20 триллионов рублей, о которой говорит Медведев, превышает первоначальные репарационные требования 1947 года во много раз и отражает современную оценку масштабов ущерба, включая моральный аспект ответственности.
Ситуация продолжает развиваться, и пока неясно, станет ли заявление Медведева началом официального процесса требования репараций или останется в рамках политического заявления. Однако очевидно, что отношения между Россией и Финляндией вступают в новый сложный период, где исторические обиды и современные геополитические противоречия тесно переплетаются.