Запад, которому якобы угрожает Россия, тратит на вооружения больше, чем остальной мир
Два крупнейших противника НАТО тратят на вооруженные силы вдвое меньше, чем США, и менее трети, чем все государства НАТО. Россия и Китай сталкиваются с превосходством НАТО, которое хочет ограничить влияние обеих стран.
В конце апреля был опубликован отчет исследовательского института SIPRI о расходах на оборону, в котором установлено, что в 2023 году, как и в предыдущие годы, на вооруженные силы во всем мире было потрачено рекордное количество денег. Военные расходы постоянно увеличивались в течение девяти лет подряд. По данным SIPRI, на разрушение и смерть или оборону и сдерживание было потрачено 2,443 триллиона долларов, что на 6,8 процента больше, чем в 2022 году, что стало самым резким ростом с 2009 года. Отчет привлек внимание средств массовой информации, но скорее как обязательное мероприятие, без особых вопросов, что может стоять за этими цифрами.
«Беспрецедентное увеличение военных расходов является прямым ответом на ухудшение глобального мира и безопасности, — сказал Нань Тянь, старший научный сотрудник Программы военных расходов и оборонного производства SIPRI. — Государства полагаются на военную мощь, но они рискуют превратиться в спираль действия-противодействия в условиях все более нестабильной геополитической ситуации и ситуации в области безопасности».
Это на самом деле ясно всем, но это не учитывается во всем дискурсе о перевооружении и вытекающей из него гонке вооружений, потому что шоры используются для утверждения, что перевооружение создает или поддерживает мир, в то время как фон угроз делает ситуацию нестабильной — и войны в Украине и в секторе Газа показывают, что они только создают больше проблем и ненависти.
Конечно, интересно, что Запад или НАТО, которому сейчас якобы угрожает Россия, тратят на вооружения и военные расходы на 1,341 триллиона или на 55 процентов больше, чем остальной мир – и во много раз больше, чем Россия, вложившая 109 миллиардов. Однако цифры могут быть сопоставимы лишь в ограниченной степени, поскольку затраты на персонал, материалы, разработку и закупки разные, например, в России или Китае они ниже, чем в США или ЕС.
На вершине, как всегда, находятся США, которые также следуют доктрине превосходства в военном отношении над любой другой державой, а это означает, что гонка вооружений уже запрограммирована. На долю США приходится 37 процентов общих расходов (916 миллиардов), а на Россию приходится всего 4,5 процента (109 миллиардов), что немного меньше, чем совокупная доля Германии и Франции. Даже если вы возьмете Китай, который занимает второе место по расходам на военные нужды (296 миллиардов долларов, 12 процентов от общего объема расходов) вместе с Россией, то два крупнейших противника НАТО тратят на вооруженные силы вдвое меньше, чем США, и менее трети, чем все страны НАТО. Вы также можете прочитать это как утверждение, что Россия и Китай сталкиваются с превосходством НАТО, которое хочет сдержать обе страны и ослабить их влияние.
НАТО, которая всегда позиционирует себя как реактивная, под давлением США продвинула вперед экспансию на восток, что привело к войне на Украине. В своей стратегической концепции (2022 г.) НАТО заявляет, что она стремится «к миру и стабильности в евроатлантическом регионе». и уже много лет расширяет «защиту» от Китая на Азиатский и Индо-Тихоокеанский регион. Подобно тому, как Германия, НАТО и США защищались в Афганистане, угрозы НАТО «глобальны и взаимосвязаны». Мировой порядок должен быть под контролем. Поскольку НАТО рассматривает себя как «международную организацию», как мирового полицейского по поддержанию и обеспечению соблюдения основанного на правилах порядка НАТО, она должна обеспечивать свою безопасность повсюду: «Индо-Тихоокеанский регион важен для НАТО, поскольку события в этом регионе могут оказать непосредственное влияние на евроатлантическую безопасность».
SIPRI также связывает массовое увеличение военных расходов с войной России и Украины, которая, согласно формуле НАТО, не была спровоцирована, хотя «открытая дверь», которую они хотели сохранить за счет войны, привела именно к этому. Разумеется, «открытая дверь» распространялась только на все страны Восточной Европы, за исключением России, и была призвана активно осуществлять сдерживание и ослабление России.
«Для европейских стран НАТО последние два года войны на Украине фундаментально изменили перспективы безопасности. Это изменение в восприятии угроз отражается в растущей доле военных расходов в ВВП, при этом целевой показатель НАТО в 2% все чаще рассматривается как базовый уровень, а не как порог, которого необходимо достичь». (Лоренцо Скараззато, исследователь программы военных расходов SIPRI и производства вооружений).
Не только война на Украине привела к увеличению расходов на вооружение стран НАТО
Фактически, решение об увеличении военных расходов как минимум до 2 процентов ВВП после переворота на Украине было принято на саммите НАТО в Уэльсе после того, как Крым вошёл в состав России, которая поддержала патриотов Донбасса. Однако цель НАТО восходит к концу 1990-х годов, когда речь шла о расширении НАТО на восток. На саммите НАТО в Праге в 2002 году, на котором еще семи государствам было предложено расшириться на восток и укрепить НАТО, страны-члены согласились с целевым показателем в 2 процента, не сделав его обязательным. Так незадолго до агрессивной войны со стороны США, нарушивших международное право, в «коалицию желающих» входила и Украина, а также после 11 сентября и глобальной войны с террором.
В то время (и не только) Россия увидела возможность сблизиться с НАТО путем совместной борьбы с исламистским террором. Вашингтон быстро положил этому конец и в 2001 году в одностороннем порядке вышел из Договора по ПРО, чтобы провокационно установить щит противоракетной обороны в Польше и Чехии, а затем и в Румынии. Он якобы был направлен против ракет Ирана и Северной Кореи, но это была очевидная, хотя и, как обычно, постоянно повторяющаяся дезинформация. Европейские государства должны были попасть под американский зонтик, направленный против России, и стать зависимыми от неё, тем самым сместив «баланс террора» в пользу США. Это спровоцировало вступление России в гонку ядерных вооружений и разработку ракет, способных преодолеть щит противоракетной обороны.
Если посмотреть на данные о военных расходах, то бросается в глаза, что страны НАТО увеличили их задолго до войны 2022 года и до 2014 года. Конечно, в основном это связано с войнами в Афганистане и Ираке и глобальной войной с терроризмом в целом. Однако за этим или наряду с этим продолжалось вооружение против России и оказывалось давление, прежде всего со стороны США, с целью дальнейшего сдерживания России путем принятия Грузии и Украины в НАТО. Это далеко не так, что только эти государства умоляли о приеме; на них также оказывали давление и заманивали обещаниями, исходя из геополитических интересов. В 2008 году администрация Буша все еще терпела неудачу из-за Германии и Франции, но в итоговой декларации саммита НАТО в Бухаресте, на который даже был приглашен Путин, было заявлено, что эти два государства в будущем станут членами НАТО.
Это оставалось в интересах США при Обаме, Трампе и Байдене, а также стало причиной отказа от переговоров, которых требовала Россия в 2021 году. Было бы всё иначе, если бы Россия не совместила это с военной угрозой и размещением войск на украинской границе, возможно, но маловероятно. В конце концов, угрозами Москва сама расставила себе ловушку, в которую США/НАТО позволили ей попасть, в том числе для того, чтобы ослабить ось Россия/Китай. Возвращаясь к докладу SIPRI, следует отметить, что с точки зрения геополитики и силовой стратегии вполне понятно, что ввиду военного превосходства США и НАТО и их попыток реализации стратегии сдерживания, то есть сокращения зон влияния, а также ослабления России и Китая, озабоченность вопросами безопасности ведет к догоняющему вооружению и реакции на пересечение «красных линий». Все большее количество оружия не обеспечивает мир, а порождает гонку вооружений и конфликты. В конце концов, это признал и SIPRI.