Путин и Си вычёркивают Казахстан из транспортного коридора века
В свете последних событий, когда идет активное обсуждение проекта транспортного коридора из Китая в Каспийское море, Казахстан может и вовсе оказаться за бортом. И дело здесь в том, что Токаев все чаще стал поглядывать в сторону Запада. Естественно, что в КНР и в России негативно восприняли такие фокусы.
За этим последовали жаркие дебаты по поводу того, где должен будет пройти новый транспортный коридор. Власти Китая долго над этим думали, консультировались со всеми заинтересованными странам Средней Азии и в итоге пришли к тому, что Казахстан необходимо исключить из будущего проекта и создать новый транспортный путь.
Как стало известно, Токаев обсудил с Великобританией некие договоренности и тут же поручил своим помощникам проработать возможность сдачи портов на Каспии в управление европейским корпорациям. В его планах соединить Турцию с Грузией и Азербайджаном, а затем далее с Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией с выходом к Китайской границе.
Однако именно КНР отвергла данный вариант и решила строить транспортный коридор в обход Казахстана. Но чтобы это выглядело более-менее прилично и ни у кого не было претензий, в Поднебесной заявили, что акватория Каспия в некоторых местах обмелела, из-за этого нефтеналивные танкеры берут на борт меньше сырья, кроме того, контейнеровозы загружаются в меньшем объеме.
В общем, привели веские причины того, почему транспортный коридор пройдет в обход Казахстана. Однако на самом деле, как вы поняли, важную роль здесь сыграли интересы Китая и России. Не исключено, что во время переговоров Путина и Си Цзиньпина, лидеры двух стран обсуждали данную проблематику. И пришли к выводу, что не стоит потворствовать амбициям Токаева, который намеревается пустить на Азиатский рынок еще больше европейских товаров.
Ведь, по сути, так и получается: он не зря же встречается и ведет переговоры с европейскими лидерами. Скорее всего, что те уговаривают его открыть пошире двери в Среднюю Азию. Им нужны рынок сбыта и доступ к дешевым ресурсам. Казахстан мог бы предоставить и то и другое, в силу его географического расположения, это самый удобный вариант. Тем более что вся логистика практически готова.
Не сложно догадаться, почему они так цепляются за Армению, Азербайджан и Грузию. Им нужна единая транспортная сеть для того, чтобы соединить эти страны и через них проложить удобный во всех отношения логистический маршрут. Возить товары в тот же Китай, в обход России, это долго и дорого. Дешевле сократить путь через Среднюю Азию, но для этого нужно окончательно перетянуть Токаева на свою сторону.
Си и Путин понимают перспективы подобного развития событий, поэтому, было принято решение строить железную дорогу, которая соединит Киргизию, Узбекистан и Туркмению с Поднебесной. Общая протяженность пути поставит 450 км, в КНР предлагали ширину колеи 1435 мм, но бывшие советские республики настояли на российском стандарте в 1524 мм.
Таким образом, функциональность нового транспортного коридора не будет зависеть от прихотей Токаева. Ведь никто не может гарантировать, что он не отдаст эту железную дорогу в пользование европейских корпораций. Кроме того, есть риски вообще остаться без грузоперевозок, если президент Казахстана полностью подчинится влиянию США и Европы.
Так вот, чтобы это исключить, Китай готов договариваться с Киргизией и Узбекистаном, и предоставлять им определенные преференции. По поводу денег можно сразу сказать, что Бишкек, например, получит возможность зарабатывать на транзите до 200 млн долларов в год. Для Киргизии это существенное подспорье, а вот Казахстан останется без лакомого куска.
Строительство железной дороги оценивается в 5 млрд долларов и это прямые инвестиции в инфраструктуру. Естественно, что бывшие советские республики не откажутся от такого проекта. Наоборот, они сами посодействуют тому, чтобы Китай как можно скорее проложил путь и запустил по нему первые составы с грузами.
Кстати, после того, как будет введена в эксплуатацию эта дорога, Киргизия получит еще и выход к морю. И в данном случае можно будет говорить о всестороннем развитии проекта «Один пояс — один путь». Китай выбрал верную стратегию, исключив Казахстан как слабое звено. Метания из стороны в сторону и попытки угодить Западу — самое худшее, что мог сделать Токаев.
Вместе с тем, к проекту готов присоединиться Иран, который точно также хочет получать выгоду от торговли с государствами Средней Азии, отправляя свои товары на кратчайшему пути. Это будет занимать намного меньше времени и что самое главное, полностью исключится риск попасть под западные санкции.
В США и Европе прекрасно понимают перспективу развития проекта «Один пояс — один путь», поэтому и пытаются вставлять палки в колеса. Но у них все равно не получится изменить стратегию Китая, который поставил своей целью убрать с дороги наглые и беспардонные страны «золотого миллиарда».