Автоподстава: как дорожные банды в России зарабатывают миллионы на фиктивных ДТП
В России сохраняется тревожная тенденция роста организованного мошенничества в сфере автострахования. Преступные группы совершенствуют схемы инсценировки дорожно-транспортных происшествий, нанося многомиллионный ущерб страховым компаниям и создавая реальную опасность для законопослушных водителей. Только за последние месяцы правоохранительными органами выявлено несколько крупных преступных групп, специализирующихся на автоподставах в различных регионах страны.
С начала 2024 года в Мытищах злоумышленники спланировали и организовали как минимум шесть дорожно-транспортных происшествий. На круговом движении они догоняли большегрузы и въезжали в их слепую зону, после чего подставляли свой уже поврежденный автомобиль под удар.
Схема работы автоподставщиков отработана до мелочей. Как сообщает официальный представитель МВД России Ирина Волк, преступники выбирают перекрестки с круговым движением, где на легковом автомобиле догоняют большегрузы при съезде с круга, целенаправленно въезжая в их «слепую зону». После этого они подставляют под удар заранее поврежденные машины, чтобы затем требовать страховые выплаты.
Юристы подтверждают, что подставные аварии с участием большегрузов и на круговых развязках стали классикой страхового мошенничества. По данным «Известий», в многих случаях преступники использовали подержанный Bentley 2007 года выпуска, который выезжал на перекрестки с круговым движением, пристраивался рядом с поворачивающим грузовиком, а затем подрезал его так, чтобы водитель фуры физически не мог избежать столкновения.
География преступлений и масштабы ущерба
Проблема автоподстав имеет всероссийский масштаб. Только в Подмосковье одной банде удалось незаконно получить более 2 миллионов рублей страховых выплат. В Красноярске трое местных жителей организовали пять фиктивных ДТП, причинив страховым компаниям ущерб на сумму свыше 2,5 миллионов рублей.
Наиболее громкое дело было раскрыто в Барнауле, где правоохранительные органы разоблачили преступную группу из 30 человек. По данным следствия, банда совершила 98 умышленных ДТП, причинив 13 страховщикам ущерб на сумму более 28 миллионов рублей. Двоих участников группы приговорили к реальным срокам лишения свободы.
В Екатеринбурге суд рассматривает дело местного жителя, который в составе преступной группы инсценировал ДТП с целью получения страховых выплат. Общий ущерб от деятельности группы составил более 4,4 миллионов рублей, при этом конкретный фигурант получил более 1,6 миллионов рублей страховых выплат.
Эволюция мошеннических схем
Со временем методы автоподставщиков становятся все более изощренными. Как объясняет адвокат Шон Бетрозов, простые «подрезы» и резкие торможения постепенно уступают место более сложным сценариям. Популярностью пользуются схемы с праворульными японскими автомобилями, где дорогие запчасти позволяют существенно завысить расчет ущерба.
На круговых перекрестках мошенники искусно подстраиваются под нарушение выезда с левой полосы, а на парковках имитируют «скользкие» контакты при движении задним ходом. Часто к основной схеме добавляется гражданский иск к «виновнику», позволяющий взыскать суммы, не покрытые полисом ОСАГО.
Установлено, что участники организованной группы причастны к 48 преступным эпизодам. В общей сложности злоумышленники использовали не менее 96 автомобилей при инициировании аварий. Общая сумма материального ущерба, причинённого их действиями, составила более 23 миллионов рублей.
Излюбленным методом некоторых групп стало использование автомобилей представительского класса — Audi, Mercedes, BMW, Toyota Camry. В Красноярске преступники даже применяли «газель», задним ходом въезжая на заранее припаркованную престижную легковушку. Все происходящее тщательно фиксировалось на видео сообщниками.
Организация преступной деятельности
Мошеннические группы действуют как полноценные преступные предприятия с четким распределением ролей. В барнаульской банде, например, вся работа координировалась через мессенджеры по зашифрованным каналам связи. Преступники разрабатывали детальные планы ДТП, создавая видимость случайности аварий.
В состав групп typically входят: организатор, водители-участники фиктивных ДТП, лица для оформления автомобилей на подставные лица, специалисты по фото- и видеофиксации, а также обработчики документов в ГИБДД и страховых компаниях. Иногда преступникам удается привлечь даже сотрудников страховых компаний, которые неосознанно предоставляют информацию о рассмотрении заявлений.
После получения выплат автомобили восстанавливаются и приводятся в порядок, после чего используются для повторных преступлений или перепродаются.
Меры противодействия и ответственность
Правоохранительные органы усиливают борьбу с автоподставами. Страховщики отвечают развитием антифрод-аналитики, сверкой треков, данных тахографов, видеозаписей и активным обменом информацией о повторяющихся VIN-номерах автомобилей, телефонах и личностях участников подозрительных ДТП.
В Госдуме уже предложили ужесточить наказание за организацию автоподстав. В июне депутаты и сенаторы от ЛДПР внесли законопроект, устанавливающий наказание для таких преступников в виде лишения свободы сроком до четырех лет. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, наказание будет еще строже.
По действующему законодательству, за мошенничество в сфере страхования организованной группой лиц преступникам грозит до 10 лет лишения свободы.
Как защититься водителям
Эксперты рекомендуют водителям принимать простые, но эффективные меры предосторожности:
Установите качественный видеорегистратор с широким углом обзора и хорошим разрешением. Запись может стать главным доказательством вашей невиновности.
Соблюдайте дистанцию и скоростной режим, особенно на круговых перекрестках и сложных участках дороги.
Будьте особенно внимательны при движении рядом с автомобилями премиум-класса и коммерческим транспортом.
При малейших подозрениях на автоподставу сразу же вызывайте ГИБДД и не соглашайтесь на «урегулирование на месте».
Внимательно оформляйте документы при возникновении ДТП, фиксируйте все детали и повреждения.
Проблема автоподстав продолжает оставаться серьезным вызовом для страховой отрасли и правоохранительных органов. По данным Всероссийского союза страховщиков, только в прошлом году компании выплатили мошенникам не менее 3 миллиардов рублей, причем большая часть выплат пришлась именно на автострахование. Борьба с этим явлением требует совместных усилий государства, страховых компаний и самих водителей.