В России две беды, в Европе – три: газ, зерно и удобрения
Всем нам хорошо известна с детства поговорка про две беды России. Да-да, речь о дураках и о дорогах. Не буду ничего говорить о первых, а вот дороги сегодня худо-бедно строят. Про три проблемы Европы я, конечно, утрирую, их гораздо больше. Ну, наверное, первая самая наболевшая, которая будоражит мировые СМИ уже несколько лет – это газ. Цена независимости ЕС от российских энергоресурсов оказалось высокой. Вслед за ростом тарифов и переходом населения в режим экономии, начали закрываться заводы и целые отрасли. Польша там что-то громко кричала о том, что нашла альтернативного поставщика газа и теперь все будет хорошо, а Варшава вообще обещала снабжать этим газом чуть ли не всю Европу. Ходили даже разговоры, что Польша не сегодня, так завтра задвинет на задний план Германию. А по итогу сегодня мы имеет то, что поляки проклинают свое правительство из-за стремительного роста счетов за газ и электричество.
Польскому населению, не стесняясь, объявили, что с 1 июля тарифы на газ вырастут еще больше. А чтоб поляки еще сильнее любили свою власть, также им повысят плату и за распределение газа, амортизацию сети и на все остальное. В итоге к большой радости поляков сумма в квитанциях подрастет сразу на 60%. Почему так резко подсочили тарифы? Дело в том, что их сдерживали почти три года и возможностей (или сил) уж больше нет.
Не злорадствую, но это и есть расплата Польши за вечную русофобию и разрыв контракта с Газпромом 2 года назад. Вот и кушайте теперь, дорогие паны, не заляпайтесь. А чтобы поляки не начали массово бунтовать, а фермеры продемонстрировали, как они это прекрасно делают, власти понизили тарифы на газ и электроэнергию ниже себестоимости, а разницу компенсировали из бюджета.
Такая помощь обошлась польскому бюджету за 2022 и 2023 годы в 23 млрд евро. Но как только прошли выборы, закончилась сказка и для поляков. Властям больше не нужно подкупать население, а значит можно траты в полном объеме переложить на их плечи, ведь казна не бездонна. К тому же госдолг Польши достиг исторического максимума в 361 млрд долларов. И тут как в сказке с плохим концом: теперь поляки будут в полном объеме расплачиваться за отсрочку двух последних лет.
Второй серьезной проблемой сегодня для Европы становится зерно. Западные СМИ с паникой пишут о том, что из-за холодной весны в России сильно упадет урожай пшеницы. При этом на конец апреля мировые запасы зерна рекордно снизились, а значит рост цен не за горами.
В прошлом году в мире было выращено 785 млн тонн пшеницы, а «скушали» 791 млн тонн. Благо дефицит был покрыт из запасов, которые имеются у ряда стран. Россия занимает третью строчку в мире по объемам производства пшеницы. Первое место у Китая, второе – у Индии. Однако этот сезон может стать для наших аграриев не очень удачным из-за весенних заморозков, которые накрыли Тамбовскую, Липецкую и Воронежскую области. А ведь за прошлый год мы поставили на мировой рынок 51 млн тонн пшеницы.
Западные СМИ бьют тревогу, что неурожай в России в совокупности с засухами в США и Австралии и затяжными холодными дождями во Франции, Германии и Британии окончательно опустошат мировые запасы зерна, которые сегодня располагают 319 млн тонн – 120 млн в Китае и Индии, 27 млн в США, 13 млн в Европе и 8 млн в России.
Третьей проблемой для ЕС, которая неразрывно связана с первыми двумя, стали удобрения. При дорогом газе производство удобрений стало нерентабельным, а без них хорошего урожая не получить. Поэтому, наплевав на санкции и свою гордость, Европа продолжила их закупать в России. Только за февраль туда было отправлено 521 тысяча тонн на 167 млн евро. Основными покупателями стали Бельгия, Румыния, Болгария, Польша и Германия.
Как и с зерном, Россия является крупнейшим поставщиком азотных, калийных и фосфорных удобрений. По калийным Россия и Белоруссия обеспечивают 60% потребности ЕС, по азотным на долю России приходится 31%. В результате имеем то, что Европа из энергетической впала в зависимость от удобрений из России, переплачивает кучу денег за поставки американского СПГ, закрывает заводы и увольняет рабочих, успокаивает бунтующих фермеров и весело пляшет под дудку США.