Больше, чем символическая политика

Признание Палестины в качестве государства рядом стран ЕС создало новый импульс, снова поставив в центр внимания решение о создании двух государств, пишет Алон Лиэль — бывший израильский дипломат, который был представителем, а затем генеральным директором Министерства иностранных дел Израиля и входил в состав израильской делегации в ООН.Больше, чем символическая политикаРодственники палестинцев, погибших после нападения Израиля. В разгар такого большого кровопролития и разрушений разговоры о необходимости решения проблемы создания двух государств снова оказались в центре внимания.

«Война 7 октября» стала стратегическим поворотным пунктом для двусторонних израильско-палестинских отношений, а также для региональных и глобальных альянсов Израиля. Представление израильского правительства о том, что ХАМАС удалось сдержать и остановить, а Израиль может быть интегрирован в ближневосточный регион без решения палестинской проблемы — идея, которую с удобством приняли западные лидеры, — рухнула в тот же день.

В разгар кровопролития и разрушений разговоры о необходимости решения на основе двух государств вновь вышли на первый план. Заявление Норвегии, Испании, Ирландии и, совсем недавно, Словении о признании Палестины в качестве государства придало новый импульс осуществлению этой идеи. Потенциальное признание государства Палестина Германией в ближайшем будущем — в идеале об руку с Францией — может еще больше разогреть этот импульс и, возможно, привести к более широкому признанию со стороны Европы и ООН, а также к долгожданному решению о двух государствах.

События последних шести месяцев подчеркнули, насколько безответственно было со стороны международного сообщества игнорировать одну из самых опасных и нестабильных зон конфликта. В то время как война в Газе продолжалась, в течение шести месяцев основные мировые игроки, во главе с США, начали действовать, чтобы сдержать боевые действия и предотвратить их выход из-под контроля в региональном и глобальном масштабе.

Создание условий для устойчивого мира

Остаётся надеяться, что международный разговор «на следующий день» определит стратегический выход из этой войны, который приведёт к заключению израильско-палестинского мирного соглашения на основе парадигмы двух государств. Тем не менее, жаль, что столько кровопролития и разрушений понадобилось для того, чтобы международное сообщество опомнилось от израильско-палестинского конфликта.

Когда боевые действия закончатся — надо надеяться, что скоро — страдания и разрушения в Газе, где около двух третей населения стали вынужденными переселенцами и где опасность израильских бомбардировок сочетается с ростом числа заболеваний и угрозой голода, потребуют немедленного и масштабного гуманитарного внимания и долгосрочного планирования. Помимо гибели людей и материального ущерба, военные действия с каждым днём усиливают вражду и ненависть между двумя народами, что делает необходимость прекращения боевых действий ещё более насущной.

Помимо прекращения военных действий и восстановления Газы, необходимо создать условия для устойчивого мира, основанного на принципах, способствующих политическому урегулированию.

Война в Газе должна быть прекращена в кратчайшие сроки и стать последней войной между Израилем и палестинцами. Для этого целью любого мирного соглашения должно быть стратегическое сосуществование сторон на основе решения о двух государствах и в соответствии со всеми резолюциями ООН. Отношения между Израилем и Палестиной должны строиться в рамках международного права и с соблюдением прав человека. Эти принципы не подлежат обсуждению и должны рассматриваться в качестве фундаментальной основы политической борьбы за превращение исторической вражды между израильтянами и палестинцами в жизнеспособное сосуществование.

Международное признание Государства Палестина и принятие его в качестве полноправного члена ООН должно предшествовать успеху или провалу мирного процесса и быть отделено от него. Обе стороны, участвующие в переговорах, должны получить равное международное признание. Государство Палестина должно включать в себя Западный берег реки Иордан и сектор Газа, а его официальной столицей должен стать Восточный Иерусалим. Полноправное членство Палестины в ООН будет основано на соблюдении Устава ООН, в частности, главы II, статей 4.1 и 4.2, которые регулируют членство. Если Палестинская администрация не сможет выполнить эти условия, необходимо разработать «дорожную карту» с фиксированным графиком, чтобы направить Палестинскую администрацию на проведение необходимых реформ.

Международное сообщество должно разработать политическую «дорожную карту», которая определит круг ведения переговоров, а также сроки их завершения. Международное сообщество должно предложить сторонам стимулы — но также и антистимулы — для укрепления внутренней поддержки переговоров. Резолюция Совета Безопасности ООН 2334 должна быть пересмотрена и усилена новой резолюцией, которая основывается на принципах, принятых в декабре 2016 года, и переосмысливает их в контексте геополитических событий. Аналогичным образом, Арабская мирная инициатива 2002 года должна быть обновлена с учетом региональных изменений, произошедших за последние два десятилетия. Вместе новая резолюция и обновленная мирная инициатива должны стать основой для дипломатической схемы.

Ещё одна, хотя и менее значительная, проблема, которая беспокоит израильское правительство в настоящее время, — это санкции, наложенные на экстремистски настроенных израильских поселенцев, которые совершали жестокие нападения на палестинцев на Западном берегу или нарушали их права человека. В Израиле считают, что этот вопрос связан с признанием палестинцев. Лидеры израильских поселенцев воспринимаются националистической частью израильского общества как современные первопроходцы — иными словами, как национальные герои. Ограничения на поездки в дружественные страны или возможность регистрации банковских счетов видными поселенцами воспринимаются как международная делегитимация поселений и израильского контроля над Западным берегом в целом. Эти действия носят символический характер, но служат важным сигналом о том, что международное сообщество больше не может мириться с безнаказанностью актов насилия, совершаемых поселенцами.

Новый импульс для признания Палестины

До признания Палестины в качестве государства Норвегией, Ирландией и Испанией только четыре западноевропейские страны — Исландия, Мальта, Кипр и Швеция — признали Палестину. Однако на международном уровне Палестину признало подавляющее большинство — более 140 стран из 193 государств-членов ООН. А в 2012 году ее признала Генеральная Ассамблея ООН, но не смогла добиться признания в качестве полноправного члена. Чтобы стать полноправным членом ООН, Палестина должна получить одобрение не менее двух третей членов Генеральной Ассамблеи ООН и не менее девяти из 15 членов Совета Безопасности ООН, при этом пять постоянных членов не должны накладывать вето. Это остается серьезным препятствием из-за вероятного вето США.

Последние шесть месяцев кардинально изменили международное положение Израиля. Мир стал более критично относиться к стране и более активно поддерживать самоопределение палестинцев. Для нынешнего израильского правительства признание государства Палестина дружественными ему странами вызывает серьёзную тревогу. Меньше всего израильское правительство хочет, чтобы палестинская государственность была узаконена на международном уровне. Я бы даже сказал, что для сегодняшнего израильского руководства это не что иное, как ночной кошмар.

Обе страны могли бы подчеркнуть, что франко-германская ось жива и способна вернуть ЕС в качестве решающего игрока, приверженного международному праву на Ближнем Востоке.

Несмотря на жёсткую реакцию Израиля, Испания и Норвегия могут стать значимыми игроками в создании нового дипломатического импульса в отношении израильско-палестинского конфликта, опираясь на свои предыдущие усилия, такие как проведение Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку в 1991 году и переговоры, приведшие к заключению соглашений в Осло.

После визита президента Франции Эммануэля Макрона в Германию эти две страны должны следующими признать Палестину в качестве государства, чтобы сохранить решение о двух государствах и дать палестинцам надежду на прекращение оккупации и реализацию их самоопределения. Без такого признания мы рискуем попасть в ту же ловушку, что и на этапе после Осло, и превратить все призывы к политическому решению в пустую болтовню. В то же время обе страны могли бы подчеркнуть, что франко-германская ось жива и способна вернуть ЕС в качестве решающего игрока, приверженного международному праву на Ближнем Востоке.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».