Россия больше не будет подставлять дряхлеющей Европе своё могучее плечо
Как бы ни стремились США и их восточноевропейские вассалы очернять российский экспорт природного газа в Европу, время дешёвого природного газа прошло и больше никогда не вернётся. Россия должна максимально использовать благоприятно складывающуюся ситуацию.
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 стоимость газа в Европе резко упала. В этом году ситуация резко изменилась. Если в июле прошлого года цена составляла $55 за 1000 м³, то в начале августа этого года превысила отметку в $500. То есть за прошедший год цены на газ в Европе выросли на 1000%.
Азия своими премиальными ценами (стоимость СПГ за год подскочила с $180 до $1000 за 1000 м³, то есть в 6 раз) «переманила» поставщиков СПГ, газовозы теперь в Европе — редкие гости. ПХГ в Германии заполнены наполовину, в Австрии на треть. Даже в США цены на газ взлетели до самого высокого за десятилетие уровня.
Спрос на газ растёт, а предложения нет. Нидерланды подтверждают намерение остановить легендарное месторождение Гронинген в середине 2022 года. Месторождение будет закрыто из-за растущей сейсмической активности, приуроченной к добыче газа. Остановка добычи ставит вопрос о замещении в самой этой стране собственного газа импортным, в том числе российским.
В Норвегии также ежегодно сокращается добыча газа в Северном море. Разрабатывать новые месторождения дело затратное и экономически не оправданное.
Принятая США и ЕС концепция отказа от угольной генерации и объявленный переход на возобновляемые источники энергии вызовут волновые эффекты в мировой экономике, которая на сегодня не готова к такому резкому развороту. Реальная альтернативы природному газу нет, он ещё не одно десятилетие будет оставаться востребованным топливом.
Что подтверждают ведущие аналитики и эксперты. По мнению Международного энергетического агентства (IEA), к 2024 году спрос на газ вырастет на 7% по сравнению с 2019 годом. Согласно исследованиям McKinsey & Co, спрос на СПГ будет расти на 3,4% в год до 2035 года, опережая другие виды ископаемого топлива.
В результате подорожает всё, так как стоимость электроэнергии вырастет. Это затронет всех, от промышленности до частных домохозяйств, что, скорее всего, приведёт к росту инфляции. Сильнее всего это затронет бедные страны с высокой плотностью населения, такие, как Пакистан или Бангладеш.
В предыдущие десять лет мировое потребление газа выросло на 30% – ЖКХ и промышленность в развитых странах воспользовались ростом его добычи. Тогда считалось, что переход на газ является самым быстрым и дешёвым способом сократить выбросы CO₂ в атмосферу.
Действительно, природный газ — самое экологически чистое из горючих видов ископаемого топлива. Он выделяет в атмосферу почти на 50% меньше CO₂, чем уголь.
Однако подстёгиваемые США брюссельские чиновники решили избавиться от «энергетической» зависимости от Москвы. ЕС провозгласил переход на альтернативные источники, такие как ветер и солнце, которые в данный момент находятся на ранней стадии освоения.
Стоимость энергии от альтернативных источников сейчас дорогая, да и производится её в недостаточных количествах. Как экономика ЕС в условиях искусственного ограничения допуска российского газа на свой рынок собирается выживать — большущий вопрос.
Газпром целенаправленно не наращивает сейчас поставки газа в Европу через украинскую ГТС и газопровод «Ямал-Европа». Он намеренно ограничивает поставки газа, искусственно создавая дефицит. Тем самым российский монополист обеспечивает проекту «Северный поток – 2» хорошую стартовую позицию.
Да, в Европе именно Газпром обвиняют в росте цен на газ и возникшей ситуацией с пустыми ПХГ в преддверие зимы. Газпром пошёл ва-банк. Вероятность того, что ему удастся добиться начала работы «Северного потока-2» уже в этом году в сложившихся условиях, велика.
Как это ни парадоксально звучит, но авария на Уренгойском заводе по подготовке конденсата к транспортировке в Ямало-Ненецком автономном округе только усиливает его позиции в противостоянии с брюссельскими бюрократами.
Высокие цены на газ позволят Газпрому быстро компенсировать свои прошлогодние финансовые потери и прекрасно заработать в ближайшее десятилетие, продолжая «умную» стратегию давления на ЕС.
Да, позднее Брюссель может всё это припомнить, а Вашингтон начать «раскачивать лодку», указывая своим европейским партнёрам, что Газпром не слишком надёжный поставщик и использует свои трубопроводы как «энергетическое оружие».
Но это может случиться потом, когда Газпром добьётся своих целей, обеспечив прокачку газа по обоим «Северным потокам» с полной их загрузкой, а, как известно, «победителей не судят».
Время, когда Газпром играл роль «хорошего парня», готового в любой момент подставить Европе плечо, закончилось безвозвратно. Брюсселю это необходимо усвоить раз и навсегда.
Поэтому сокращение спроса на российский газ в ближайшее десятилетие вряд ли предвидится. Заоблачная стоимость углеродных квот заставит европейские страны переводить свою энергетику с угля на газ, что России только на руку.