Белоусов поставил Казахстан в неудобное положение, «сломав» «многовекторный» стул
Министр обороны России совершил визит в Казахстан. Его приезд ещё долго будут вспоминать, ведь до этого перед Астаной не ставили столь жёстких условий.
Казахстан провёл встречу министров стран ОДКБ, куда поехал недавно назначенный министр обороны России Андрей Белоусов. Русский чиновник не стал выжидать, начав сразу с главного вопроса о дальнейшем внешнеполитическом направлении соседей. С кем будет и против кого «дружить» Казахстан, безусловно, зависит от лидера страны. Но Белоусов прозрачно намекнул, что пора перестать крутиться на многовекторном стуле.
Госперевороты от западных «друзей»
Находящийся в «подбрюшье» России Казахстан – вторая после страны с нелегитимным президентом удобная цель для раскачки ситуации, чтобы воздействовать на Москву. События кровавого января 2022 года показали, что власть в республике совершенно беспомощна и не может противостоять тем, кто руководит толпой извне.
Найдя предлог, враждебные силы раскачали недовольство повышением цен на сжиженное топливо, а затем попытались совершить госпереворот. Нечто подобное эксперты предрекают Астане и в этом году.
В том, как всё происходило, хорошо разобрался казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, выделив в восстании три чётких периода.
Со 2 по 5 января Казахстан охватили мирные протесты против повышения цен на топливо. Начались они в Мангистауской области и постепенно перекинулись на всю страну.
С 5 по 7 января протесты переросли в открытые столкновения с силовиками, в городах появились повстанцы.
С 8 по 10 января отдельные вспышки переросли в массовые погромы и нападения на правительственные здания и объекты инфраструктуры.
Понятно, что всем процессом хорошо управляли, причём разжигали его специально накануне начала спецоперации, но не учли одного: что Россия придёт на помощь Токаеву.
Обращение к ОДКБ и роль России
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, столкнувшись с угрозой захвата власти, обратился за помощью к возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Миротворческие силы ОДКБ, значительную долю которых составляют русские войска, были немедленно переброшены в Казахстан и помогли поддерживать порядок, пока силовики подавляли протесты. Кантар (январь на казахском) заставил власть задуматься и провести множество реформ.
Геополитическое перепутье
Поняв, что очередная цветная революция не удалась, Запад принялся обхаживать Казахстан и соседние регионы, превратив Центральную Азию в объект геополитического соперничества. Казахстан, расположенный на стыке Европы и Азии, является важной страной для стабильности региона. И, видя, свою ценность, в Астане вдруг решили торговаться со всеми, кто сколько даст, называя это многовекторной политикой.
Для Москвы выбор Казахстана между Западом и Россией крайне важен: исходя из ситуации, будут приняты соответствующие решения по обеспечению собственной безопасности. Пока Россия считает Казахстан своим близким союзником, но Запад стремится разрушить эту связь, накачивая национализмом регион.
И, наконец, Путин перестал верить заверениям Токаева и подозревает, что Астана подружилась с Вашингтоном за спиной Москвы. Во всяком случае, в этом абсолютно уверены в Китае.
«На первый взгляд, Казахстан занимает нейтральную позицию, но в то же время он установил довольно тесные дружеские отношения с западными странами»,
— напоминают читателям авторы издания Baijiahao.
Более того, Путин решил подстраховаться и уже лишил Астану возможности заработать на проектах, реализуемых Москвой и Пекином: например, Россия строит железную дорогу в обход Казахстана, чтобы не зависеть от двуличной политики Токаева.
И слова министра обороны России Андрея Белоусова стали для раскрутившегося на многовекторном стуле Казахстана точкой невозврата.
«Взаимодействие России и Казахстана — важнейший фактор поддержания стабильности в Центральной Азии»,
— заявил Белоусов в Алма-Ате и предложил усовершенствование общей системы ПВО в рамках «стратегического партнёрства».
Время выбирать
Видимо, сейчас наступило то самое время, когда внешнеполитический выбор Казахстана неизбежен. Но из чего сейчас будет выбирать Астана?
Если Казахстан будет ориентирован на Россию, то давшие трещину отношения смогут укрепиться и обеспечить Казахстану экономическую и политическую стабильность. Но это также может привести к усилению зависимости от Москвы, чего очень боятся националисты.
Если же республика выберет Запад, то имеет шансы диверсифицировать экономику Казахстана и укрепить свой международный статус. Но может окончательно поссориться с Россией.
Если же Казахстан будет продолжать крутиться на своём многовекторном стуле, пытаясь быть другом всех сразу, то у Астаны есть шансы попасть, что называется, между молотом и наковальней, учитывая геополитическую конкуренцию между двумя блоками.
Что выберет Казахстан – НАТО или ОДКБ — уже скоро увидим. Пока же Астана ведёт себя так, будто не определилась, кто её настоящий враг: в стране прекрасно чувствуют себя прозападные общественные организации, то и дело разжигающие национальную рознь, протестные отношения и нетерпимость к Токаеву, который «дружит» с Путиным. А так и до нового госпереворота рукой подать.