СПГ придёт на замену дизельному топливу, а Северный широтный ход поможет «обкатать» идею
Международные аналитические компании пришли к выводу, что малотоннажное производство СПГ, очень скоро станет перспективным топливом в мировом масштабе:
- судовое топливо (бункеровка);
- топливо для большегрузного автотранспорта;
- автономное энергоснабжение для промышленных и бытовых нужд в отдаленных районах.
В России, в силу экономических особенностей и территориальной специфики, сжиженный природный газ, как вид топлива, актуален на железнодорожном транспорте. Опыт использования магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов у «РЖД» есть.
Новый российский газотурбовоз ГТ1h-002. взято из открытых источниковНовый российский газотурбовоз ГТ1h-002. взято из открытых источников
Расширять использование газотурбовозов планируется на не электрифицированном участке Свердловской железной дороги. Идёт строительство Северного широтного хода в Ямало-Ненецком автономном округе, длиной 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, соединяющий Северную и Свердловскую железные дороги.
В этих условиях эксплуатации применение локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, более чем актуально. Расчётный срок службы газотурбовоза — 40 лет, а потребность в ремонте меньше, благодаря малому загрязнению движущихся частей в сравнении с дизельными двигателями.
В 2015 году Международной морской организацией установлено предельно допустимое содержание серы в судовом топливе в размере не более 0,1 % для морских акваторий Балтийского и Северного морей, пролива Ла-Манш (Английский Канал), а также 200 морских миль вглубь океанов от побережья США и Канады. В ближайшем будущем ожидается распространение этих норм на акваторию Средиземного моря.
Мировая тенденция борьбы за охрану окружающей среды заставляют судоходную отрасль обратить пристальное внимание на достаточно экологичное, в сравнении с дизельным, современное топливо в виде СПГ. Тем более что использование СПГ для бункеровки судов значительно повысит конкурентоспособность российских портов, особенно в акватории Балтийского моря.
СПГ, как моторное топливо, для наземного автотранспорта видится также весьма перспективным, но напрямую зависит от готовности владельцев грузовых автомобилей перейти на современное экологичное топливо. При этом не менее остро стоит проблема развития газозаправочной инфраструктуры.
На сегодняшний день затраты российских транспортно-логистических компаний на дизтопливо для грузового автотранспорта составляют более трети от общих эксплуатационных расходов.
Учитывая ключевую роль России в мировой горнорудной отрасли, входит в Топ-10 стран мира, лидирующих по добыче и запасам полезных ископаемых, СПГ привлекателен для применения в карьерной технике.
В России сконцентрировано около 8% мирового парка карьерных самосвалов грузоподъемностью свыше 90 т, а это около 2500 единиц техники.
Сейчас назрела острая необходимость разработки газопоршневого двигателя, и одновременное создание серийного образца карьерного самосвала на СПГ.
Россия вовремя собирается занять лидирующие позиции среди будущих поставщиков топлива и техники, работающей на СПГ. Мировой опыт внедрения СПГ уже имеется, и Россия правильно и вовремя собирается использовать его при реализации технологических решений.
Правительством РФ для «обкатки» нового транспортного топлива выбрана именно железная дорога. Более 40000 км, или 49% от общей протяженности железных дорог России, не электрифицировано.
Так вышло потому, что многие из проектируемых железных дорог, особенно ведущих к местам добычи полезных ископаемых, электрифицировать экономически нецелесообразно. ОАО «РЖД» входит в тройку ведущих мировых железнодорожных компаний, потребляя ежегодно около 2 млн. тонн дизтоплива.
Энергетическая стратегия компании до 2030 г. предусматривает замещение 25–30 % потребляемого тепловозами дизтоплива природным газом.
Сегодня, по итогам эксплуатации газотурбовозов ГТ1h-001 и ГТ1h-002 на Свердловской железной дороге, с целью снижения расхода топлива на 15–20 %, предусмотрена техническая доработка газотурбинной установки:
- применение криогенного насоса и криогенных клапанов отечественного производства;
- установка дополнительной тендерной секции с запасом СПГ на 20 тонн, для увеличения запаса хода до 1400 км без дозаправки.
В разработке находится маневровый локомотив на СПГ — ТЭМ29, с применением новой силовой установки и увеличением запаса СПГ.
Дальнейшее ужесточение нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды станет только жёстче, а значит, и актуальность более чистого топлива и техники на СПГ будет только нарастать.