Шокирующий результат выборов в Индии унижает Нарендру Моди

Вместо правления сильного человека наступает неопределенная эпоха коалиционного правительстваШокирующий результат выборов в Индии унижает Нарендру МодиШокирующий результат выборов в Индии унижает Нарендру Моди

В преддверии всеобщих выборов, которые завершились 1 июня, премьер-министр Индии Нарендра Моди должен был отправиться домой. Его харизма в сочетании с упором на развитие инфраструктуры, выплатами пособий беднейшим слоям населения и поляризующим индуистским национализмом выглядела непобедимой. Моди излучал уверенность, которая соответствовала этим прогнозам. Он заявил, что его партия «Бхаратия Джаната» (БДП) и её союзники получат более 400 мест в 543-местном парламенте.

Окончательные результаты подсчета голосов 4 июня показали, что альянс Моди далеко не достиг этой цели. БДП и ее союзники получили 292 места по сравнению с 234 местами у оппозиции. Сама БДП потеряла 63 места по сравнению с последними выборами в 2019 году, завершившись с результатом 240, по сравнению с 303 в 2019 году. Зрелище провала машины Моди шокировало общественность, политический мир и финансовые рынки: базовый индекс акций страны упал на 6%. 

Электоральный сюрприз последовал за кампанией, вызывающей глубокие разногласия. С самого начала оппозиционные политики и другие критики жаловались на отсутствие равных условий на выборах. Оппозиционные политики были заключены в тюрьму по обвинениям в коррупции, которые они назвали политически мотивированными. Индийский Национальный Конгресс (ИНК), созданный Джавахарлалом Неру, — главная оппозиционная партия, заявил, что её банковские счета были заморожены, что помешало проведению предвыборной кампании. Тем временем Моди временами использовал резко антимусульманскую предвыборную риторику. Все это могло быть мотивировано опасениями по поводу уменьшения поддержки БДП.

Самым большим разочарованием оказался гигантский северный штат Уттар-Прадеш в сердце БДП, где говорят на хинди. В 2019 году БДП получила 62 из 80 мест в этом штате. На этот раз это число упало до 33, при этом отклонение голосов от БДП и ее союзников составило 9%. Тридцать семь мест досталось левой партии Самаджвади, которая является членом оппозиционного альянса и занимается защитой прав низших каст и религиозных меньшинств. В число избирательных округов, потерянных БДП , входит Файзабад, где находится город Айодхья, где Моди в январе открыл большой новый индуистский храм. Храм расположен на том месте, где в 1992 году толпа индуистских националистов разрушила древнюю мечеть.

БДП также понесла большие потери в Раджастане и Махараштре, богатом промышленном штате на западе, где находится Мумбаи, деловая столица Индии. Потерянные там места в основном достались ИНК, который почти удвоил количество мест в штате до 99 по сравнению с 52 в 2019 году.

Что пошло не так с БДП? Его общая доля голосов по всей Индии осталась более или менее такой же, как и в 2019 году, и составила около 37%. Партии также удалось добиться некоторых небольших успехов на юге и востоке, куда она ранее не могла вторгнуться. Тем не менее, ее потери в таких важных областях, как Уттар-Прадеш, означают, что её власть в парламенте резко упадёт. Ощущение того, что экономика не приносит пользы простым людям, возможно, было важным фактором: несмотря на высокие показатели роста, избиратели вызывали обеспокоенность инфляцией и безработицей. Недовольство в Апе и Раджастане может отражать опасения представителей низших каст по поводу того, что БДП может отказаться от политики позитивных действий. Оппозиция воспользовалась этими опасениями, подчеркнув близость Моди к олигархам и заявив, что БДП может отменить конституционную защиту групп низших каст и религиозных меньшинств. Крайне важно, что некогда всемогущий личный призыв премьер-министра потускнел и не смог компенсировать эти опасения.

Перед Индией сейчас стоят три больших вопроса. Во-первых, сможет ли БДП сформировать стабильное правительство? Ответ, наверное. БДП по-прежнему будет самой крупной партией в парламенте, имея более чем в два раза больше мест, чем ИНК. Если внутри партии не произойдет крупный бунт, Моди, скорее всего, сможет остаться на посту премьер-министра. Ему придётся заключить соглашения с двумя своими партнёрами по альянсу, Телугу Десамом и Джанатой Дал («Юнайтед»), двумя региональными партиями из южного штата Андхра-Прадеш и восточного штата Бихар соответственно. Их лидеры, Чандрабабу Найду и Нитиш Кумар, теперь станут создателями королей и попытаются добиться от БДП благосклонности в отношении назначений, выгод для своих штатов и политики. Обоих уже обхаживает оппозиционный альянс. Кумар, в частности, известен тем, что переходит на другую сторону, что представляет особый риск. Тем не менее, учитывая глубокие карманы БДП, Моди, возможно, также сможет переманить партии оппозиции, чтобы укрепить свой альянс.

Второй вопрос заключается в том, как после того, как оно будет сформировано, это правительство сможет действовать. Излюбленный стиль Моди — это сильная исполнительная власть без особых дебатов в кабинете министров или парламенте. Теперь ему придётся договариваться и идти на компромиссы. Это усложнит разработку политики, особенно 100-дневную программу, которая, как ожидается, должна была реализовать застопорившийся в настоящее время ряд трудовых реформ и обновить политику, направленную на стимулирование обрабатывающей промышленности, включая флагманскую правительственную схему промышленных субсидий. Моди теперь, возможно, чувствует, что ему необходимо уделять больше внимания насущным экономическим нуждам групп, голоса которых его партия не смогла получить, породив новую волну программ социального обеспечения. Падение фондового рынка объясняется страхом перед менее предсказуемой политикой, меньшим количеством реформ и резким ростом благосостояния.

Последний вопрос заключается в том, как этот неожиданный результат изменит Индию в долгосрочной перспективе. То, что Моди будет править еще десять лет, теперь гораздо менее вероятно, учитывая, что его личный бренд потускнел, в результате чего вопрос о преемственности будет приобретать угрожающие размеры. Хотя краткосрочная экономическая политика может ухудшиться, со временем может оказаться полезным более открытый стиль политики. Многие из изменений, наиболее необходимых экономике Индии, включая реформы в области приобретения земли, энергетического сектора и сельского хозяйства, требуют сотрудничества с правительствами штатов и политически важными социальными группами, такими как фермеры. Не забудем, реформы в Индии начала 1990-х и 2000-х годов проводились коалиционными правительствами.

Существует опасность того, что разочарованный лидер может решить удвоить свои более авторитарные тенденции и усилить свою поляризующую религиозную риторику. Тем не менее, страх, что Индия может неумолимо эволюционировать в сторону более авторитарной формы правления, отступил: БДП не удалось получить достаточно мест, чтобы провести конституционные изменения; оппозиционные партии получили новую жизнь; а дебаты и разногласия возобновятся. Это может быть самым долгосрочным последствием всеобщих выборов 2024 года.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».