Призраки прошлого

Выборы в ЕС сместят власть вправо, что грозит возвращением консервативной экономической политики и ставит под угрозу благосостояние простых граждан.Призраки прошлогоПризраки прошлого

На этой неделе состоятся выборы в Европейский парламент, и, по общему мнению, они пройдут не слишком удачно для либерастов. Правые, ультраправые и ультралевые партии получат преимущество во многих странах-членах ЕС, что может изменить баланс сил в парламенте и других институтах Европейского союза.

Все уже идёт наперекосяк, если все прикованы к популистско-националистической волне. Хуже того, это превращает плюралистический политический дискурс в дискурс между антиевропейскими и — как их потом объединяют — «проевропейскими» партиями: от радикальных левых и «зеленых» через социал-демократов и либералов до христианских демократов. Это сглаживает все политические возможности выбора в поляризованных дебатах.

Даже на прошлых европейских выборах борьба шла за то, чтобы те, кто стремился определить повестку дня, придерживались различных политических концепций относительно того, куда должен двигаться ЕС. Решения граждан при голосовании часто мотивируются противоречиями на национальном уровне, в том числе разочарованием в правящих партиях, и редко — ориентацией на европейскую политику. В лучшем случае дебаты часто остаются на уровне лозунгов: против «Европы корпораций» или «неолиберальной Европы» с одной стороны, против «диктата из Брюсселя» — с другой.

Многое изменилось к лучшему, хотя и медленно и кропотливо.

При этом мало кто заметил, что за последние годы ЕС добился значительного прогресса. Многое изменилось к лучшему, хотя и медленно и кропотливо. Разница поразительна, если сравнить сегодняшнее настроение с политикой начала 2010-х годов. Вскоре после финансового краха ЕС перешел к жесткой политике строгой экономии. Особо пострадавшие страны подверглись порицанию и резкому сокращению расходов, что отбросило их на годы назад и привело к почти десятилетней стагнации в еврозоне в целом. Столкновение между странами-членами едва не разорвало союз, отравленный неприятной национально-культурной риторикой, противопоставляющей «ленивых южан» «трудолюбивым и бережливым северянам».

Однако с 2015 года эта парадигма постепенно меняется. Реакция на пандемию была совершенно иной. Средства были совместно собраны на финансовых рынках и предоставлены всем странам-членам, при этом особо пострадавшие страны получили большую поддержку. Пакет мер по восстановлению в размере 750 миллиардов евро, согласованный странами-членами в июле 2020 года, был программой прямо из учебника Кейнса. Впервые ЕС как сообщество взяло кредиты на финансовых рынках, чтобы поддержать экономику и противостоять деловому циклу, особенно в таких странах, как Италия, где спад в противном случае был бы наиболее сильным.

Режим жесткой экономии был смягчен, а фискальные правила отменены на время пандемии. Идеологически обусловленный экономический «либерализм» был отменен и в других областях политики. Директива о минимальной заработной плате от 2022 года обязывает большинство стран-членов ЕС повысить уровень заработной платы в низкооплачиваемых секторах экономики. Профсоюзы были укреплены благодаря тому, что государства-члены должны подготовить планы по повышению уровня охвата коллективными переговорами до 80 процентов, если он недостаточен.

Это были замечательные шаги. Однако теперь возникла угроза «жесткой экономии 2.0», поскольку «дисциплина» вновь стала приоритетом в фискальной политике, а парадигма «конкурентоспособности» вновь используется для замедления роста заработной платы и снижения издержек компаний — независимо от последствий для спроса и занятости.

Блокирование прогресса

Поэтому политический сдвиг вправо на выборах может привести к повороту. Если левые будут ослаблены, а консерваторы в Европейской народной партии будут опираться на «умеренную» часть правых популистов в поисках поддержки — как заявила главный кандидат от ЕНП и бывший председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, — то такой сдвиг в балансе сил будет иметь последствия для экономической и социальной политики, не говоря уже о социально-экологической трансформации и климатической политике.

То же самое, разумеется, относится и к национальным выборам. Если в странах-членах ЕС правые правительства сменяют более левых предшественников, они немедленно блокируют прогрессивную политику в институтах ЕС. Это было хорошо видно в последние месяцы, например, после прихода к власти правых правительств в Финляндии и Швеции — в Финляндии в начале этого месяца вступило в силу законодательство, ограничивающее право на забастовку.

Относительно прогрессивный дух последних нескольких лет может быстро уйти в прошлое.

Эти правительства больше не являются союзниками в проведении экономической политики, которая укрепляет благосостояние простых граждан и повышает заработную плату. Не помогает и тот факт, что министерством финансов в коалиционном правительстве Германии управляет упрямый неолиберал Кристиан Линднер — он блокирует прогресс в социальной и экономической политике на всех уровнях.

Комиссия, которая ставит себя в зависимость от крайне правых фигур, таких как итальянский премьер-министр Джорджия Мелони и её венгерский коллега Виктор Орбан, члены которой выбираются все более правыми правительствами и которая сталкивается с парламентом, сдвинувшимся вправо, естественно, будет проводить более правую политику.

Консервативная экономическая идеология будет набирать силу, а националистические правительства будут препятствовать амбициозной экономической и социальной политике ЕС — на их знаменах будут начертаны пустые формулировки «меньше Европы» и «больше власти для национальных государств». Относительно прогрессивный дух последних нескольких лет может быстро уйти в прошлое.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».