Явное большинство, которое никак нельзя растерять

Новоизбранный президент Мексики Клаудия Шейнбаум хочет продолжить левую политику своего предшественника. Но проблемы, стоящие перед её страной, огромныЯвное большинство, которое никак нельзя растерятьКлаудия Шейнбаум. Фотоальянс / REUTERS | Александр Менегини.

Неудивительно, что Клаудия Шейнбаум Пардо была избрана в воскресенье новым президентом Мексики. Вот уже год кандидат от правящей коалиции имеет преимущество от 50 до 60 процентов в большинстве опросов. Сюрпризом стал отрыв, с которым она выиграла.

Шейнбаум набрал 59 процентов, что на шесть процентных пунктов больше, чем харизматичный Андрес Мануэль Лопес Обрадор, или «АМЛО», который с большим перевесом выиграл президентские выборы в 2018 году.

Ее соперник Ксочитл Гальвес Руис, кандидат от оппозиционной коалиции, состоящей из PRI, которая всесильно правила 70 лет, консервативной PAN, которая следовала за ней 12 лет, а также небольшой социал-демократической PRD, несмотря на блестящий старт, набрала лишь 28 процентов — значительно меньше, чем ожидалось.

Возможно, Шейнбаум не столь харизматична, как её предшественница, но это не имело значения для этих выборов.

Первая женщина-президент в республиканской истории страны вступит в должность в начале октября на свой шестилетний срок. В политическом плане она следовала за Лопесом Обрадором более двух десятилетий. Сначала в качестве министра окружающей среды, когда AMLO взял на себя управление правительством Мехико в 2000 году, затем в своей предвыборной команде на президентских выборах 2006 года, оба раза от PRD. С 2011 года она участвовала в создании нынешней правящей партии «Морена», а в 2018 году стала главой правительства города Мехико.

У Шейнбаум также обширная академическая программа: она физик с докторской степенью в области энергетических технологий, специализируется на проблемах окружающей среды и была членом экспертной группы ООН по изменению климата (IPCC). Возможно, она и далеко не так харизматична, как её предшественница, но это не имело значения для этих выборов. Её успех на выборах обусловлен прежде всего доверием, с которым она пообещала продолжить дело АМЛО. Шейнбаум также смогла заручиться поддержкой своей партии «Морена» и своим общим успешным пребыванием во главе правительства в Мехико.

Попытка авторитарного возрождения?

Между тем, плохие результаты оппозиции не связаны с Гальвес, а скорее подтверждают, что партии в её коалиции, PRI и PAN, не смогли начать всё сначала. Их дискредитация создала политический капитал AMLO. Как политик, который впервые заботится о непривилегированном большинстве населения, он стал альтернативой для большинства людей.

Действительно, результаты выборов показывают, что социальный разрыв стал ещё более явным. Это не только дискурс президента, критикуемый его оппонентами как популистский, который он использует, чтобы заявить, что его программа достоверно представляет интересы народа. Его критика консервативных элит совпадает с конкретным опытом широких слоев населения с точки зрения существующей несправедливости, дискриминации и эксплуатации, а также безразличия прошлой политики в этом отношении.

В то же время его политика привела к конкретным результатам: сокращению бедности за счёт удвоения минимальной заработной платы и широкой отмены временной работы, укреплению профсоюзов посредством реформы трудового законодательства и введения всеобщего трудового права. базовая пенсия и другие социальные программы, которые охватывают семь из 10 домохозяйств.

В то же время было много пробелов, критикуемых решений и политических намерений — в частности, неспособность снизить уровень насилия и преступности, провал политики здравоохранения, плохое состояние системы образования и попытки умиротворить судебные и избирательные органы. Но с точки зрения избирателей, в отличие от своих предшественников, он, по крайней мере, пытался.

Новый Конгресс соберётся 1 сентября, и AMLO передаст свой пост Шейнбаум только 1 октября.

Президент обладает большой властью в мексиканской системе, но для фундаментальных изменений Шейнбаум не может обойти Конгресс. Несколько инициатив AMLO, требовавших конституционной реформы, были сорваны Конгрессом и судебной властью. Окончательные результаты ещё не известны, но, судя по всему, правящая коалиция получила большинство в две трети голосов в Палате депутатов и лишь едва не получила большинства в Сенате. Это означает, что полемически обсуждаемые конституционные реформы, внесенные уходящим президентом перед выборами, зависят лишь от нескольких голосов оппозиции, которая, безусловно, может быть мобилизована. Некоторые из этих реформ вызывают сомнения и, по мнению критиков АМЛО, являются примером популизма президента и его попыток, с учетом истории Мексики, провести авторитарную реставрацию и в конечном итоге подорвать демократию.

Сюда входит, в частности, изменение избирательной системы — упразднение так называемых автономных институтов. Они были созданы в ходе перехода к демократии для того, чтобы поставить на место ничем не ограниченную исполнительную власть, например, в сфере прозрачности или предотвращения образования монополий. Однако наиболее важным является намерение назначить судей верховного суда, окружных судов и федерального избирательного суда, а также так называемых одиннадцати советников национального избирательного органа посредством всеобщих выборов. Согласно обвинению, это ограничит независимость судебной и избирательной власти или подвергнет их политическому влиянию. Новый Конгресс соберется 1 сентября, а АМЛО передаст свои полномочия Шейнбаум только 1 октября. Таким образом, имея квалифицированное большинство в новом Конгрессе, уходящий президент сможет провести эти конституционные реформы без широкого обсуждения до своего ухода с поста.

Большие туфли для заполнения

Новые губернаторы были избраны в девяти федеральных штатах, включая Мехико. Правящая коалиция удержала власть в шести штатах и ​​победила ещё в Юкатане. Особенно важными были выборы в Мехико, на которых кандидат «Морены» Клара Бругада явно победила, набрав около 52 процентов голосов. Ожидается, что «Морена» также отыграет часть округов, проигранных оппозиции на выборах три года назад.

На уровне штатов «Морена» теперь управляет 23 из 32 штатов (включая Мехико), а её партнер по коалиции, Партия зеленых, — ещё одним.

Основанное AMLO в 2011 году как движение гражданского общества и зарегистрированное в качестве партии в 2014 году, Движение национального обновления «Морена» по-прежнему остаётся персоналистским движением с партийным уставом. Его привлекательность велика; всего через четыре года – беспрецедентно в истории – она завоевала пост президента, большинство в Конгрессе, а с тех пор и в правительствах и парламентах федеральных штатов.

Ещё неизвестно, сможет ли Шейнбаум удержать единство движения «Морена» своим авторитетом.

Её успех невозможно понять без Лопеса Обрадора, его ценностей, мессианизма, приписываемого ему многими, и его способности выражать коллективные ожидания большинства населения, особенно бедных слоёв населения. Как резюмирует испанская газета El País: «Его «мощный лозунг «Ради всех, бедных прежде всего» запечатлелся в коллективном сознании». Харизматичный президент дисциплинировал и ограничил разнообразие интересов внутренних фракций, существование которых официально запрещено. И последнее, но не менее важное: он был фильтром для кандидатов.

Лопес Обрадор уже передал руководство «Мореной» своему преемнику. После выборов он заявил о намерении уйти из политической жизни. Ещёнеизвестно, сможет ли Шейнбаум удержать единство движения своим авторитетом. Успешные выборы этого года могут также ознаменовать начало конфликтов, фрагментации и расколов, которые могут привести к ослаблению самой сильной партии страны самое позднее на следующих выборах.

Многие люди также будут интересоваться тем, как новый президент будет относиться ко всем тем, кто поддержал политические изменения в 2018 году, но затем отвернулся, главным образом из-за конфронтационного и поляризующего стиля президента. Например, семейные организации более чем 100 000 исчезнувших, неправительственные организации, феминистское движение, а также журналисты и интеллектуалы, которые – часто справедливо – критиковали решения правительства. С точки зрения АМЛО, все они являются послушными сторонниками его политических оппонентов, «неолиберальной, консервативной и коррумпированной элиты».

Однако самой большой и сложной задачей является установление мира и безопасности в стране, где за последние шесть лет было убито более 180 000 человек.

Финансирование текущих социальных расходов и обещанных реформ, таких как создание всеобщей системы здравоохранения и материнских пенсий, вскоре станет серьёзной проблемой. Однако самой большой и сложной задачей является установление мира и безопасности в стране, где за последние шесть лет было убито более 180 000 человек. В ходе избирательной кампании были убиты 34 кандидата, 82 человека, если считать членов семей, сторонников или чиновников. В некоторых федеральных штатах возникает вопрос, можно ли ещё говорить о свободных выборах из-за влияния организованной преступности.

Явное большинство избирателей было готово довериться Шейнбаум. Теперь перед ней стоит задача выполнить своё обещание о преемственности долгосрочного политического проекта Лопеса Обрадора и в то же время создать пространство для изменений в направлении, которое, несомненно, будет необходимо для удержания Мексики на стабильном демократическом, социальном и экономическом курсе. Другие страны региона пока не преуспели в этом.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».