Авиапром ушел на второй круг
«Вертолеты России» заключили контракт с Минобороны на «оморячивание» ударного вертолета Ка-52М. По словам гендиректора холдинга Андрея Богинского, работа завершится в 2023 году. К этому времени, как предполагается, появятся и два заказанных военными больших десантных вертолетоносца. Их постройкой занимается судостроительный завод «Залив» в Керчи. И если к корпорации «Ак Барс» из Татарстана, владеющей крымским предприятием, вопросов нет (это ведущая судостроительная фирма России, именно с ее стапелей сошло большинство малых ракетных кораблей носителей крылатых ракет «Калибр»), то к вертолетостроителям их более чем достаточно.
На прошедшем в июле аэрокосмическом салоне МАКС-2021 «Вертолеты России» подписали соглашения на поставку 84 машин: Ми-171А3, Ка-62, Ми-38, Ми-8 и вертолета «Ансат». При этом, как отметил ТАСС, одним из первых был заключен контракт на поставку компании «Газпромбанк Лизинг» трех вертолетов Ка-62. «Многоцелевая машина среднего класса – одна из громких премьер на МАКС-2021. Первый испытательный полет Ка-62 совершил не так давно, 25 мая 2017 года, на площадке арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина. С тех пор машина проходит летные испытания, которые должны завершиться осенью 2021 года», – сообщил ТАСС. Развивая тему, «Вертолеты России» отрапортовали, что вертолетом заинтересовались военные. Планируются поставки в Воздушно-космические силы страны.
Казалось бы, все хорошо, но есть нюансы. Ка-62 разрабатывался с 90-х годов прошлого века, впервые был представлен публике в 2015 году на том же МАКСе. Годом ранее сообщалось, что военная версия машины под названием «Касатка» поступит на вооружение российского ВМФ. Но вот проблема: вертолет полностью состоит из импортных комплектующих, что предопределяет его судьбу на военном рынке. Если двигатель французской компании Turbomeca Ardiden 3G еще можно заменить на существующий в виде прототипа российский аналог ВК-1600В, то редуктор и трансмиссию австрийской фирмы Zoerkler – нет. Таких изделий у нас не производят. И заявления представителей «Вертолетов России», что это произойдет в ближайшие три-пять лет, не реалистичны. Дело в том, что «Касатка» – прямой конкурент франко-итальянской машины AgustaWestland AW139, которую выпускают по сотне штук в год. В том числе и в Подмосковье.
Не менее показательна история и с Ка-52К «Аллигатор». После сообщения холдинга о заключении контракта с Минобороны можно смело сказать, что Андрей Богинский сумел дважды продать военным одно и то же изделие: 8 апреля 2014 года Минобороны уже подписывало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К, из которых первые 12 должны были быть изготовлены в 2015 году. Тогда машины предназначались для вооружения больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Франция отказалась поставить нам эти корабли, и они ушли в Египет. Туда же перебазировались и минобороновские вертолеты.
Показательно и то, что для размещения машин на «Мистралях» «Вертолеты России» их существенно переделали. Кроме того, машина впервые в мире получила возможность применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35. Этот факт делает Ка-52К абсолютно уникальным.
Сделка с Парижем по «Мистралям» стала для нас не только фиаско военно-технического взаимодействия с Западом, но и стимулом делать все самим. Вертолетоносцы строит частная судостроительная компания из Татарстана, скорее всего по французской документации, которую в рамках контракта нам передали. Глобальный холдинг «Объединенная судостроительная корпорация» ни при чем. У него не нашлось для воплощения проекта ни мощностей, ни компетенций. А вертолеты, проверенные и адаптированные к морской службе, снова запускают на испытания.