Бенни Ганц и Гади Айзенкот покидают военный кабинет Израиля

Заставит ли это Биньямина Нетаньяху, наконец, вести дело к прекращения огня в Газе?Бенни Ганц и Гади Айзенкот покидают военный кабинет ИзраиляБенни Ганц и Гади Айзенкот покидают военный кабинет Израиля

Бенни Ганц отдал 37 лет своей жизни восхождению на вершину служебной лестницы в Армии обороны Израиля. Как политик он по-прежнему любит говорить военными идиомами. Один из его любимых вариантов — «лечь под носилки», что подразумевает идею о том, что каждый должен разделить бремя национального бремени. Он часто использовал этот термин, чтобы описать свои решения присоединиться, дважды, в чрезвычайных ситуациях, к правительствам во главе с Биньямином Нетаньяху.

Первый произошел в 2020 году, когда Ганц, будучи лидером крупного центристского альянса, нарушил предвыборное обещание не служить под началом Нетаньяху и присоединился к нему в правительстве единства во время пандемии коронавируса. Это партнёрство продлилось всего семь месяцев, прежде чем отношения между двумя политиками прервались.

Его второе пребывание в правительстве вместе с Нетаньяху продлилось всего на несколько дней дольше. После восьми месяцев работы в военном кабинете, поспешно сформированном после героической атаки ХАМАС 7 октября, Ганц объявил 9 июня, что уходит в отставку и возвращается со своей центристской партией в оппозицию. Вместе с ним в отставку ушёл и Гади Айзенкот, еще один бывший генерал и самый умеренный из пяти членов военного кабинета.

Ганц объяснил на пресс-конференции, что «важнейшие стратегические решения блокируются из-за колебаний и политических соображений». Он дал премьер-министру трехнедельный срок на разработку комплексной стратегии по прекращению войны в секторе Газа. По его словам, Нетаньяху не смог этого сделать. Ранее в тот же день премьер-министр обвинил Ганца на заседании кабинета министров в участии в «мелкой политике» и в уходе из правительства «в разгар войны». Это очень ценно для лидера, который последние восемь месяцев делал все возможное, чтобы спасти свою политическую карьеру.

Ганц пришел в политику в конце 2018 года с явным намерением заменить йНетаньяху; опросы теперь говорят, что он почти наверняка сделал бы именно это, если бы выборы состоялись сегодня. В течение нескольких месяцев он находился под сильным давлением со стороны оппозиции, требующей покинуть правительство Нетаньяху и присоединиться к тем, кто призывает к отставке премьер-министра. Он остался в военном кабинете в надежде добиться соглашения о прекращении огня, которое позволило бы освободить 120 израильских заложников, все еще находящихся в секторе Газа. Его решение уйти более прямо объяснил Айзенкот, заявивший, что правительство «полностью провалило» все свои цели.

Ганц и Айзенкот не думают, что война Израиля с ХАМАС в секторе Газа окончена. Но они оба считают, что её можно – и нужно – приостановить, по крайней мере, на несколько месяцев, чтобы дать возможность освободить выживших заложников (израильская разведка считает, что по крайней мере 43 из 120 мертвы) и начать создание альтернативной власти для управления Газой вместо ХАМАС. Их совместное решение уйти в отставку является результатом их разочарования отказом Нетаньяху принять эту политику.

Центристская партия Ганца «Национальное единство» внесла предложения о роспуске Кнессета, парламента Израиля, что приведет к досрочным выборам, и о формировании независимой комиссии для расследования как обстоятельств, которые привели к нападению ХАМАС, так и других аспектов войны. Нетаньяху обеспокоен тем, что такая комиссия сосредоточится на стратегии «разделяй и властвуй», которую он преследовал на протяжении многих лет, чтобы позволить ХАМА закрепиться в Газе и углубить разногласия внутри палестинского руководства между ХАМАС и Палестинской автономией на Западном берегу оеки Иордан.

Уход «Национального Единства» не приведет к выборам; Нетаньяху по-прежнему будет цепляться за свое большинство. Но это делает премьер-министра полностью зависимым от крайне правых. Ганц присоединился к правительству восемь месяцев назад при условии, что экстремисты в правительстве будут исключены из военного кабинета. Теперь премьер-министру придется бороться с ними самостоятельно. Лидер партии «Еврейская сила» Итамар Бен-Гвир уже потребовал членства «самых актуальных и интимных форумов», а именно военного кабинета, в оставшейся коалиции. Бен-Гвир и лидер религиозного сионизма Бецалель Смотрич хотят, чтобы Израиль активизировал свои операции как в секторе Газа, так и против «Хезболлы», шиитского ополчения, которое запускает ракеты по северному Израилю из Ливана.

Нетаньяху не торопится заканчивать войну. Из-за прекращения огня ему будет еще труднее избежать послевоенной расплаты за все, что пошло не так. Но он также не стремится к эскалации, особенно когда Америка, ближайший союзник Израиля, оказывает все большее давление на его правительство, чтобы оно согласилось на прекращение огня.

Ему будет не хватать своих партнеров-центристов, которые помогли ему сбалансировать требования сторонников жесткой линии о более разрушительных военных действиях. Принятие этого приведет к еще большей международной изоляции и углубит и без того беспрецедентный кризис в отношениях с американцами. Он продолжит пытаться тянуть время, но в какой-то момент ему придется выбирать между эскалацией и сокращением масштабов, и он больше не сможет полагаться на сдерживающее влияние центристских министров, которые предоставят ему пространство для маневра. У него есть альтернатива эскалации. Он может порвать с крайне правыми и принять предложения Ганца и Яира Лапида, бывшего премьер-министра, возглавляющего крупнейшую оппозиционную партию, поддержать его правительство меньшинства, если он примет соглашение о прекращении огня и освобождении заложников. Другой вариант — распустить сам Кнессет и сделать ставку на выборы. Это было бы рискованно; согласно недавним опросам, три четверти израильтян говорят, что ему следует уйти либо сейчас, либо после войны.

Израильскую общественность сейчас больше всего беспокоит судьба заложников. 8 июня израильскому спецназу удалось спасти четырех заложников из переполненного лагеря беженцев Нусейрат в центре сектора Газа. По данным Министерства здравоохранения Газы, которым управляет ХАМАС, было убито более 270 палестинцев. Для израильтян это был редкий момент национального облегчения. Нетаньяху поспешил воспользоваться этим и сфотографироваться с возвращающимися заложниками. Но операция стала напоминанием о том, что на данный момент армия освободила только семь заложников; 109 человек были освобождены дипломатическим путем, еще десятки погибли. Сторонники жесткой линии настаивают на том, что только дальнейшее военное давление может заставить ХАМАС действовать. Результаты пока этого не подтверждают.

Военный кабинет передал ХАМАС график переговоров, которые могли бы привести к освобождению всех заложников и долгосрочному прекращению огня, но ХАМАС настаивает на том, чтобы Израиль пообещал полное прекращение боевых действий в качестве предварительного условия. Нетаньяху придётся пожертвовать своим большинством, чтобы добиться такого соглашения через свой кабинет; его крайне правые союзники заявили, что откажутся от него, если он согласится на это.

По иронии судьбы, Ганц делает ставку на то, что он одновременно наберет избирателей, присоединившись к оппозиции, и что, оставив Нетаньяху одного с экстремистами, он либо заставит его действовать ответственно, либо активизирует протесты, которые нарастали в последние недели, пока не приведут к падению правительства. Он знает, что это опасная игра, но, очевидно, решил пойти на этот риск. 

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».