Неудавшееся покушение на Роберта Фицо вызывает подозрение в западном заговоре

Независимая позиция словацкого премьера Роберта Фицо вызвала гнев НАТО и ЕС. Спровоцировал ли покушение на него заговор Запада, направленный на отстранение его проблемного правительства от власти?Неудавшееся покушение на Роберта Фицо вызывает подозрение в западном заговореНеудавшееся покушение на Роберта Фицо вызывает подозрение в западном заговоре

15 мая средь бела дня едва не был убит премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Во время публичного выступления, когда он пожимал руки сторонникам, вооруженный человек дважды выстрелил ему в живот и один раз в плечо. В результате нападения его жизнь была на волоске, власти искали улики, а многие наблюдатели в стране и за рубежом ломали голову над мотивами потенциального убийцы и над тем, не несут ли за это нападение какую-то ответственность иностранные субъекты. Несмотря на мгновенный арест стрелка, эти вопросы п-прежнему остаются актуальными и несколько недель спустя после покушения.

Фицо, ветеран словацкой политики, был переизбран в сентябре 2023 года на волне общественного негодования по поводу марионеточной войны на Украине, пообещав прекратить поставки оружия Киеву и отменить антироссийские санкции. Во время предвыборной кампании западные лидеры, журналисты и обозреватели агрессивно разжигали страхи по поводу возвращения к власти "пропутинского", "популистского" кандидата. Поддерживаемый Западом украинский "Центр противодействия дезинформации" публично обвинил его в распространении "инфотеррора" еще в апреле 2022 года.

Но многие словаки смотрят на это иначе. Они утверждают, что Фицо просто привержен защите суверенитета Словакии и руководствуется интересами своей страны, а не Брюсселя, Киева, Лондона и Вашингтона. Для западных политиков его победа пришлась как нельзя кстати: общественный и политический консенсус по поводу марионеточной войны на Украине стремительно распадается по всей Европе.

После избрания Фицо такие СМИ, как государственная немецкая вещательная компания Deutsche Welle, назвали его "угрозой" для ЕС и НАТО. Его заявление о том, что Киев должен уступить территорию России, чтобы прекратить войну, не нашло отклика в западных столицах. В апреле премьер, похоже, предсказал выстрел в себя, предупредив, что бурный политический климат в Братиславе может привести к убийству политиков.

Внутри страны ряд финансируемых из-за рубежа медиа-активов и неправительственных организаций неустанно преследовали Фицо за нейтралитет в украинском конфликте. Но спустя два года после начала СВО России, согласно местным опросам, только 40 % населения винят Москву в прокси-войне, а 50 % считают США угрозой национальной безопасности. Между тем 69 % словаков считают, что, продолжая вооружать Украину, Запад "провоцирует Россию и приближает войну", а 66 % согласны с тем, что "США втягивают их страну в войну с Россией, потому что получают от этого выгоду".

Когда Фицо был вновь избран в сентябре 2023 года, один журналист предположил, что в Словакии вскоре может произойти цветная революция. Теперь нам остается размышлять, не было ли покушение на премьер-министра заговором Запада с целью отстранить от власти его проблемное правительство. Даже если он наконец-то встал на путь выздоровления, угроза переворота, организованного из-за рубежа, сохраняется. Обширная оппозиционная политическая и медийная инфраструктура, финансируемая США, создаёт хаос в Братиславе, и это может легко привести к дальнейшей эскалации.

После окончания холодной войны Словакия держалась обособленно от своих соседей. Втягивание страны в ЕС и НАТО и нейтрализация ее мятежной политики и населения потребовали огромных затрат времени и денег со стороны Брюсселя и Вашингтона, а также постоянного вмешательства во внутренние дела страны со стороны финансируемых из-за рубежа организаций и акторов. Возвращение Фицо к власти грозило не только сорвать этот проект, но и вызвать эффект заражения в регионе. Поэтому дезинфекция страны стала крайне актуальной для Запада.

Facebook указывает на то, что стрелок не был "одиноким волком"

Стрелявший в Фицо 71-летний Юрай Цинтула относится к тем словакам, которые не поддерживают позицию Фицо. С момента ареста этого человека о нём сложилось противоречивое представление. Одни знакомые характеризуют его как "странного, злого" и "против всего". Другие говорят о нем как о кротком и мягком человеке, далеко не очевидном кандидате на совершение политического убийства на высоком уровне. Цинтула, заядлый киевский ультрас, утверждает, что действовал в одиночку, а его действия были продиктованы желанием заменить правительство Фицо проукраинской администрацией. В словацких судебных документах говорится, что Цинтула "хочет, чтобы Украине была оказана военная помощь, и считает нынешнее правительство иудой по отношению к Европейскому союзу", и утверждается, что именно из-за этого восприятия потенциальный убийца "решил действовать".

Основные средства массовой информации много писали о том, что Цинтула был поэтом-диссидентом и писателем, пытаясь, как представляется, очеловечить потенциального убийцу. В отличие от него Аарон Бушнелл, который в феврале совершил самосожжение в знак протеста против содействия Вашингтона геноциду в Газе, был широко заклеймен журналистами как неадаптированный, психически нездоровый изгой. Ни одно западное издание не упоминает о том, что в 1980-е годы Чинтула находился под наблюдением чехословацких служб безопасности.

Причина интереса к нему чехословацких спецслужб неясна, хотя, возможно, это было связано с антикоммунистическими действиями или иностранными контактами. Вопрос о том, были ли у Цинтулы единомышленники в Словакии или за её пределами, является ключевым для полиции. То, что все следы профиля стрелка в Facebook были полностью удалены из Интернета через два часа после стрельбы, прежде чем следователи смогли получить доступ к информации, также вызывает серьезные подозрения.

Хотя обычно социальная сеть удаляет профили "опасных личностей" — а именно такая участь постигла этого журналиста за журналистское расследование — после подобных инцидентов Facebook в Братиславе полагается на сотрудничество с местными жителями и организациями для контроля контента. Судя по всему, профиль Цинтулы был удалён до того, как о его личности стало известно местным СМИ. Теперь словацкие власти должны полагаться на ФБР, чтобы получить и предоставить удалённую информацию. Вопрос о том, будет ли передана вся эта информация в чистом виде, остается открытым.

Ещё одна тревожная черта основных репортажей о стрельбе — повсеместные, постоянные ссылки на нестабильную политику Словакии. Согласно этой версии, антизападная политика Фицо привела к хаотичному положению дел, спровоцировала покушение и сделала его в конечном итоге ответственным за покушение на свою жизнь. В дни, последовавшие за стрельбой, BBC, Financial Times, New York Times и уважаемый немецкий журнал Der Spiegel возложили вину на якобы "токсичную" политическую культуру Словакии. Правда, последнее издание пересмотрело свою формулировку после значительного общественного резонанса.

Можно сделать вывод, что западные журналисты считают само собой разумеющимся, что неповиновение воле ЕС/США является законным основанием для расстрела. Западные политики явно так считают. 23 мая премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе рассказал, что комиссар ЕС Оливер Вархели предупредил его, что его может постигнуть та же участь, что и Фицо, если его правительство не откажется от весьма спорного закона о "прозрачности иностранного влияния", который обяжет местные НПО раскрывать источники своих доходов.

Перечислив в телефонном разговоре с Кобахидзе различные способы, которыми ЕС может нанести ответный удар по Грузии, Вархели якобы сказал: "Посмотрите, что случилось с Фицо, вы должны быть очень осторожны".

Вархели подтвердил, что ссылался на судьбу Фицо в частных беседах с Кобахидзе, но заявил, что он хотел лишь "отговорить политическое руководство Грузии" от введения ограничений на деятельность НПО, финансируемых из-за рубежа. В письменном заявлении Вархелия настаивает на том, что он просто "почувствовал необходимость" предостеречь премьер-министра "от дальнейшего накаливания и без того нестабильной ситуации", утверждая, что упомянул "последнее трагическое событие в Словакии… в качестве примера и указания на то, к чему может привести такой высокий уровень поляризации в обществе".

Публичные записи показывают, что специалисты по смене режима из Национального фонда в поддержку демократии (NED) вливают миллионы в НПО и СМИ в Словакии под эгидой мирских инициатив, таких как "укрепление гражданского общества" и "продвижение демократических ценностей среди молодежи". Аналогичные формулировки используются для описания целей грантов Фонда в Грузии, финансирующей группы, стоящие в авангарде недавних насильственных беспорядков на улицах Тбилиси. Неудивительно, что получатели грантов NED единодушны в своей оппозиции Фицо.

Тот, кто ищет источник "токсичной" политики Словакии, не должен искать дальше, чем эти организации, поддерживаемые США. Вашингтон помешивает этот котёл уже почти три десятилетия, и, поскольку все стороны словацкого политического класса обвиняют друг друга в растущей волне ненависти, он надеется, что котел наконец закипит.

Проект смены режима, отточенный в Словакии

Организованное NED свержение Слободана Милошевича в Югославии в 2000 году заложило основу для восстаний, которые впоследствии были экспортированы в виде цветных революций. Но на протяжении 1990-х годов словацкие активисты оттачивали тактику, которая в конечном итоге была применена американскими оперативниками по смене режима по всему советскому пространству.

В то время Братислава была единственной из посткоммунистических стран, не принявших губительных неолиберальных политических и экономических реформ и не стремившихся к членству в ЕС или НАТО. Тогдашний премьер-министр Словакии Владимир Мечиар жестоко поплатился за свою независимую позицию. Безжалостно оклеветанный американскими и европейскими лидерами как российская пешка, он быстро стал мишенью для смены режима.

В 1997 году тогдашний госсекретарь Мадлен Олбрайт публично назвала Словакию "черной дырой в сердце Европы", официально наметив отстранение Мечиара от власти. Именно поэтому NED профинансировал создание "Гражданской кампании 98" (OK'98), коалиции из 11 антиправительственных НПО.

Многие из участников этой коалиции были членами чехословацких антикоммунистических диссидентских групп времен холодной войны, которые ранее финансировались NED в Болгарии и занимались "созданием хаоса" после победы Социалистической партии на выборах 1990 года. OK'98 публично представлялась как беспартийная кампания по сбору голосов, но её огромные ресурсы были явно направлены на антиправительственные цели. Её мероприятия включали рок-концерты, короткометражные фильмы и телевизионные рекламные ролики, в которых словацкие знаменитости призывали молодежь голосовать.

На выборах 1998 года Мечиар набрал больше всего голосов, но оппозиция получила достаточно мест, чтобы сформировать правительство. Активы NED, благодаря которым они одержали победу, продолжили практическую подготовку поддерживаемых NED прозападных агитаторов, таких как Пора, которая спровоцировала "оранжевую революцию" в Киеве в 2004 году. В том же году эта повстанческая молодежная группа успешно отменила переизбрание президента Виктора Януковича, поставив на его место поддерживаемого США неолиберала Виктора Ющенко.

Возвращение Роберта Фицо стало значительным выпадом против продолжающейся американской "демократизации" постсоветского пространства. Оно открыло перспективу прихода к власти новых антинатовских кандидатов и правительств в других странах Европы, причем в самый неудобный для Брюсселя и Вашингтона момент.

Неслучайно именно в это время в Германии набирает обороты голосование за восходящую "Альтернативу для Германии" (Alternative für Deutschland). В последние месяцы авторитет этой евроскептической партии резко возрос, что вызвало призывы мейнстрима запретить её. А в Северной Македонии всего за неделю до выстрела в Фицо к власти вернулась антиэстаблишментная партия VMRO-DPMNE, отменив цветную революцию, вызванную НАТО, которая отстранила партию от власти почти десять лет назад.

По мере того как антизападная реакция набирала силу, возможно, было принято решение провести кровавую красную линию в Словакии.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».