Иран — республика недоверия
20 января министр культуры и исламской ориентации Ирана Мохаммад Мехди Эсмаили представил на пресс-конференции долгожданный том «Четвертая волна национального опроса о ценностях и взглядах иранцев».
Несмотря на презентацию, книга до сих пор не опубликована, а выводы доклада, судя по всему, засекречены. Однако отдельные главы, как сообщается, распространяются среди «политиков и ученых», а информация о трех главах просочилась в персоязычные СМИ за пределами Ирана… 26 февраля лондонская газета Iran Wire выпустила 3-ю главу «Семейные ценности» и 16-ю главу «Общественное доверие и социальный капитал».
Последняя глава рисует мрачную картину режима, который спустя 45 лет после революции и установления этого самого режима, вызывает недоверие у иранской общественности. В краткосрочной перспективе общественное недоверие может сдерживать формирование антирежимных коалиций и улучшать перспективы выживания режима. Но общественное недоверие [включая отношение людей друг к другу] также разрывает ткань общества, вызывает атомизацию и делает иранское государство уязвимым перед угрозой дезинтеграции.
Вопросы, заданные организаторами этого социологического исследования, включенные в опубликованные главы, касаются доверия населения к СМИ, правительству и профессиональным группам, а также доверия общества в целом.
Судя по результатам отчета, средний иранец очень мало доверяет средствам массовой информации, будь то иранские СМИ с государственной цензурой или зарубежные вещательные компании на персидском языке. В особенности это касается обширной государственной сети теле- и радиоканалов. 33,7 % респондентов выразили «очень ограниченное» доверие и 24,2 % — «ограниченное» доверие к официальной государственной телерадиовещательной сети Ирана. Не лучше обстоят дела и с иностранными вещателями на персидском языке, работающими в Иране: 44,3 % респондентов выразили им «очень ограниченное» и 30,2 % «ограниченное» доверие. Аналогичное отношение иранцы испытывают и к иранским печатным изданиям, подвергающимся государственной цензуре, большинство из которых также публикуют свои статьи в Интернете, где они доступны для читателей бесплатно: 32,1% выразили «очень ограниченное» и 31,6% «ограниченное» доверие к ним.
Поскольку иранская общественность не доверяет ни государственным цензурированным СМИ, ни иностранным вещателям на персидском языке, гражданам, скорее всего, будет трудно, если не невозможно, установить факты о текущих событиях. В таких условиях общество становится жертвой слухов в социальных сетях и психологической войны, как со стороны спецслужб режима, так и со стороны спецслужб противников Ирана. В какой-то момент граждане просто перестают верить в существование объективной истины.
В разделе «Доверие населения к правительству» представлена сокрушительная критика правящей элиты Исламской Республики Иран, за исключением Верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, не подотчетного никому; он не фигурирует в избирательных бюллетенях и не упоминается в опросах.
Среди выборных органов 34,8% респондентов выразили «очень ограниченное» и 28,6% «ограниченное» доверие парламенту; 27,3% выразили «очень ограниченное» и 25,7% «ограниченное» доверие судебной власти; 30,7% выразили «очень ограниченное» и 26,3% «ограниченное» доверие кабинету министров. Муниципалитеты также вызывают недоверие респондентов: 31,2% выразили «очень ограниченное» и 28,9% «ограниченное» доверие к ним. Среди сил безопасности и вооруженных сил Исламской Республики 34,9 % респондентов выразили доверие работе полиции, 39,1 % — армии и 32,8 % — Корпусу стражей исламской революции.
Среди профессиональных групп значительным доверием населения пользуются профессора университетов и учителя, а также врачи и адвокаты. Судьи занимают более низкую позицию, чем адвокаты: 23,4 % респондентов отметили «очень ограниченное» и 26,2 % «ограниченное» доверие к ним. Духовенство вызывает еще большее недоверие у иранской общественности: 33,3 % респондентов выразили «очень ограниченное» и 23,2 % «ограниченное» доверие к духовенству. Примечательно, что недоверие к духовенству выявлено во всех провинциях, включая религиозные полюса Ирана, провинцию Разави-Хорасан и Кум, иранский аналог Ватикана: В провинции Разави-Хорасан на северо-востоке Ирана 33,7 % респондентов выразили «очень ограниченное» и 21,1 % «ограниченное» доверие к духовенству. В Куме 29,7 % опрошенных доверяют духовенству «очень ограниченно», а 21 % — «ограниченно». Недоверие к политикам еще глубже: 37,3 % респондентов выразили «очень ограниченное» и 32,5 % «ограниченное» доверие к ним. Сорок пять лет назад то же самое шиитское духовенство пользовалось огромной поддержкой населения и привело революцию к победе, но его связь с политикой запятнала репутацию некогда почтенной профессии.
Помимо того, что общество не доверяет СМИ, государству и профессиональным классам, участвующим в управлении государством, таким как священнослужители и судьи, 45 лет правления Исламской Республики, похоже, также привели к снижению взаимного доверия среди иранцев. Отвечая на вопрос «Насколько люди доверяют друг другу?» 27,1% респондентов дали шокирующий ответ — «ноль», а 54,1% — заявили об «ограниченном доверии».
Помимо дисфункции общества, такое недоверие может стать преимуществом для Исламской Республики, поскольку оно, по крайней мере в краткосрочной перспективе, также затруднит формирование крупных антиправительственных коалиций, способных свергнуть режим. Однако за краткосрочное выживание режима приходится расплачиваться разрывом ткани общества и атомизацией, что делает иранское государство уязвимым перед угрозой дезинтеграции.