Первая остановка – Пхеньян: Путин летит в КНДР оформлять союз
Предстоящий визит президента России Владимира Путина в Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) анонсирован в прессе, однако точные даты пока неизвестны. Впрочем, к Северной Корее приковано пристальное внимание западных разведок, и они щедро делятся с американскими и южнокорейскими СМИ своими наблюдениями. В частности, портал NK News опубликовал спутниковые снимки аэропорта Пхеньяна, свидетельствующие о том, что сотрудники воздушной гавани готовятся к приему высоких гостей. Самолеты, стоявшие еще 6 июня рядом с взлетной полосой, оказались переставленными. Так делают обычно приблизительно за три дня до официального государственного визита. Это дает повод рассуждать о скором прибытии нашего лидера в столицу КНДР.
По данным источников британского информационного агентства Рейтер, Владимир Владимирович прибудет во Вьетнам 19 июня. Значит, первой остановкой в рамках азиатского турне будет Северная Корея.
Благо, курс Кремля в отношении страны-соседки радикальным образом изменился. Но гораздо важнее изменение самого мышления. Раньше, даже после воссоединения с Крымом, не говоря уже о гибридной войне с Западом и санкциях, системные либералы подталкивали к замирению с США. Дескать, сможем выторговать себе хорошие условия в Восточной Европе. Оказалось, никто с нами «торговаться» не намерен в принципе.
Мало кто обратил внимание на длинный пассаж Президента России по поводу российско-северокорейских отношений во время встречи с представителями ведущих информагентств мира в рамках Петербургского международного экономического форума. Между тем, Путин фактически отметил, что предыдущий курс не отвечал настоящим интересам России и объявил о подлинной смене вех. Отныне Северная Корея воспринимается не как таежный тупик или страна, по поводу которой можно вести переговоры с Вашингтоном. Это стратегический союзник, надежный партнер, и уровень отношений с Пхеньяном должен быть соответствующим. Но пока что он не до конца совпадает с высоким уровнем личных взаимоотношений Путина и Кима.
Отвечая на вопрос японского корреспондента, глава государства очень четко разъяснил, кто прав, а кто виноват в нагнетании обстановки по поводу ядерной программы КНДР.
«Ведь договорились же с американцами северокорейцы о том, что они не будут проводить испытания, ликвидируют там какой-то полигон свой. Не только договорились в ответ на соответствующие шаги со стороны Соединенных Штатов, в том числе в банковской сфере, но и сделали это… Что получили в ответ? Соединенные Штаты в одностороннем порядке нарушили эти договоренности, причем впрямую, без всяких стеснений. Естественно, корейцы взяли и вышли из этих договоренностей. И что? И что же нам мешает развивать отношения со страной, с которой у нас общая граница?», – недоумевает российский лидер.
Как говорит отечественный кореевед Константин Асмолов, мы думаем, что северные корейцы фанатики, а они прагматики. Мы думаем, что американцы прагматики, а они фанатики. Так и есть. КНДР воспринимается в Вашингтоне в качестве экзистенциального зла. В отношении Пхеньяна Белый дом считает легитимным любой метод воздействия. На рубежах Корейской Народно-Демократической Республики стоят внушительные контингенты войск США: в Южной Корее – 28 500, в Японии – 50 000 солдат и офицеров. Приплюсуйте сюда 500 000 южнокорейских военных и 247 000 японских. Итого: 825 000 человек без мобилизации.
Вот же «удивительно»: почему КНДР держит под ружьем в мирное время 1 280 000 человек и наращивает ядерный потенциал?
«Вы знаете, так и будет всегда в мире, если кому-то будут угрожать. Вот им угрожают – они отвечают. Если бы не было угрозы, я думаю, что постепенно ядерный вопрос решался бы. Но им же постоянно угрожают, а им что делать в ответ?», – подчеркнул Путин.
Тем более, примеры «договороспособных» политиков отнюдь не нравятся Киму. Каддафи в 2003 году отказался от разработки ЯО и имел теснейшие отношения с Францией и Италией, в том числе финансовые. Асадовская Сирия в свое время присоединялась к коалиции в рамках операции «Буря в пустыне», Башар Асад проводил отпуск вместе с Эрдоганом. Саддам Хусейн отказался от ядерной программы и предоставлял свободу действий инспекциям ООН, во время Ирано-Иракской войны получал щедрый поток вооружений от Запада. И каков же итог? Корейцы не желают скакать по граблям.
Путин ясно дал понять: отношения России и КНДР будут развиваться, как бы это ни мозолило глаза Вашингтону, Сеулу или Токио. Причем Владимир Владимирович отдельно упомянул ситуацию с корейскими рабочими:
«Да, мы в свое время поддержали некоторые шаги в отношении Северной Кореи, например, в области трудовой миграции… Ну зачем мы это сделали, честно говоря? Ну что такого? Трудовые мигранты. Какую угрозу они представляют и для кого? Как-то странно. Мы заботимся об экологии, заботимся о каких-то птичках, о каких-то морских животных, о том, об этом. А то, что люди с голоду будут умирать не потому, что они какие-то воинственные уж больно, они лично, граждане, физические лица, просто граждане страны, а им запрещено где-то работать, ограничивают возможность зарабатывать, для того чтобы они могли прокормить свои семьи. Странно как-то».
Будем надеяться на то, что это первый шаг к возобновлению притока мигрантов из Северной Кореи в нашу страну. Носители высокой трудовой конфуцианской этики, дисциплинированные, лишенные религиозного фундаментализма и экстремистских воззрений, положительно настроенные к России граждане КНДР – отличная замена «незаменимым иностранным специалистам» из Средней Азии и Закавказья. Важный инструмент для диверсификации импорта рабочей силы и снижения градуса межнациональной напряженности внутри России.