Решетников продолжает наступление на Министерство финансов
Удивительную смелость проявляет глава Министерства экономического развития Максим Решетников. То ли он наконец-то выбрал сторону, то ли решил проявить самостоятельность, но, в любом случае, начинания Министра мы не можем не приветствовать.
Сегодня утром мы писали о том, что Минфин хочет пересмотреть программу наращивания государственного долга:
Случилось чудо. Силуанов сокращает программу заимствований
Если говорить вкратце, то ведомство Силуанова предполагает сократить объем заимствований на 875 млрд рублей. Впрочем, против этого шага выступил Максим Решетников
#россия #политика #экономика #финансы #силуанов
Максим РешетниковМаксим Решетников
Согласно объяснению Минфина, сокращение программы заимствований стало возможным благодаря росту доходов государственной казны. Ранее предполагалось, что дефицит бюджета составит 2,755 трлн рублей. Впрочем, все эти цифры мы разбирали в нашей утренней публикации
Теперь о другом. Министерство экономического развития считает, что нет необходимости отказываться от программы заимствований, а высвободившиеся 875 рублей направить не на сокращения плана, а в Резервный фонд правительства.
Здесь же следует добавить, что Резервный фонд правительства не является бесконечной финансовой кубышкой. Деньги, которые туда направляются, тратятся достаточно оперативно. Например, практически в каждой поездке по регионам Мишустин выделяет определенную сумму из Резервного фонда на решение социально-экономических проблем региона.
Поэтому суть предложения Решетникова заключается в том, что через Резервный фонд нужно вложить эти деньги в развитие государства. Будь то социальные либо стимулирующие экономический рост программы.
Однако здесь мы не можем согласиться с предложением Минэка, политика которого, безусловно, нам больше импонирует, чем политика Минфина.
Наращивать государственный долг нельзя ни при каких обстоятельствах. Это можно было бы делать, но только в том случае, если бы государство занимало бы само у себя. Например, если бы ЦБ выдавало под облигации ликвидность напрямую, а не через банки, которые требуют большой процент по ОФЗ. В этом случае речь шла бы исключительно об изменениях цифр в компьютере, но текущая модель наращивания госдолга является либерально-монетаристской, а, значит, вредной для России. Ежегодно бюджет будет тратить все больше средств на обслуживание займов, которые пойдут не государственным структурам (тому же ЦБ), а в банковский сектор, который и так захлебывается в своей прибыли (по прогнозам, в этом году она составит около 2 трлн рублей).
Предложение Решетникова можно подвергнуть критике и с другой стороны. У правительства имеется Фонд национального благосостояния, который стал пополняться ежемесячно на 300 млрд рублей. Это именно те деньги, которые изымаются из экономики, а не перераспределяются в ней через облигации.
Если Решетников хочет увеличения государственных вложений в реальный сектор экономики, что совершенно оправдано, то ему необходимо настаивать на скорейшей распечатке ФНБ. Справедливости ради следует отметить, что Минэк при поддержке Белоусова этим и занимается. Решетников рассчитывает, что вложения начнутся уже в январе.
Исходя из всего этого отметим следующее. То, что Решетников не боится выступать против планов Минфина, мы приветствуем. Министерство экономического развития у нас чуть ли не впервые за долгие годы претендует на определяющую роль в управлении экономикой. Тем не менее, что касается вышеописанного предложения, то, на наш взгляд, оно является недоработанным и спонтанным. Поэтому здесь поддержать главу Минэка мы не можем.