Победа России в «Большой игре» или неудачный проект? В Иране открыт важный участок ж/д
Пять лет понадобилось, чтобы построить 37 километров железнодорожных путей. Докладываю.
Вчера в присутствии и.о. президента Ирана Мохаммади Мохбера и министра путей сообщения Исламской Республики торжественно открыт участок ж/д дороги Решт-порт Каспиан. Причем тут Россия, майор? Спросит читатель. И будет не прав. Россия тут очень даже при делах. Мало того, что на открытии по сообщениям иранских СМИ присутствовал один из советников Президента России, так еще этот участок является частью более грандиозной дороги Решт-Астара. Стоимость проекта 1,6 млрд долларов евро. Из них 1,3 млрд в прошлом году выделила Россия в качестве кредита Ирану. Вот примерная карта. Черным — построенный и открытый кусок дороги, красным — тот, что планируется к строительству:
Зачем России эта дорога? Ряд экспертов полагают, что она крайне нужна. Путь является важнейшей составляющей западной ветки международного транспортного коридора "Север-Юг". Он позволит по железной дороге соединить порты Персидского залива с Азербайджаном и далее с Россией вплоть до Санкт-Петербурга. Предполагается, что по нему пойдут миллионы тонн грузов, создав альтернативу Суэцкому каналу. Даже разница в ширине железнодорожной колеи между Ираном и Азербайджаном никого не смущает. Дорога строится с таким условием, чтобы это не стало серьезной проблемой.
Не смущает и тот факт, что ветка Решт-Каспиан (Каспийский порт, который находится в экономической зоне "Энзели") строился аж целых пять лет. Иранские власти утверждают, что это было связано с трудностями в финансировании; выкупом земельных участков; необходимости построить большое количество ж/д мостов. Теперь уж дело точно пойдет быстрее, тем более, что русские дали много денег.
Приходится читать, что открытие данного пути не что иное, как победа Российской империи (СССР, России) в "Большой игре", которую мы ведем с англосаксами уже два века в Центральной Азии. Ну теперь-то уж точно Россия захватит торговое лидерство и возьмет английского льва за горло, считают некоторые аналитики.
Просто картинка в тему
Другие эксперты (мнение одного из них приводит издание "Спутник") считают путь малоперспективным. Директор группы компаний Александр Шаров полагает, что в настоящее время прокладка ветки к порту Каспиан не открывает никаких перспектив. Во-первых: ветка не доходит до самих причалов порта, а во-вторых: не будет пользоваться спросом из-за отсутствия грузов.
Но тут, я считаю, господин Шаров более говорит о перспективах порта Каспиан, почему-то не затрагивая дальнейшее развитие железной дороги на Астару.
Тем не менее, я бы не стал утверждать, что строительство данной дороги приведет к победе в "Большой игре". Когда дорога будет построена, надо будет еще убедить азиатских коллег ею пользоваться. С Ираном проблем не будет, я полагаю, в силу наших крепких теперь политических и экономических отношений. А вот подключить другие страны региона будет непросто. Но возможно. И в этом будет цель наших дипломатов и бизнеса. В общем, идея с коридором хорошая, но поработать над его экономической и стратегической выгодой, вероятно, придется. Такое мое мнение.
Доклад закончил.
Друзья, перед выходными хочу напомнить, что в понедельник стартует Акция №26. Не пропустите начало. Работы много.
Илья Гусаров