Неолиберализм любой ценой

Внутри страны политика Милея приводит к массовым протестам. За границей он встречается с крайне правыми. А в Германии президент Аргентины получает наградуНеолиберализм любой ценойАнтиправительственная протестующая держит аргентинский флаг перед полицией возле Конгресса, где законодатели обсуждали законопроект о реформе, продвигаемый президентом Аргентины Хавьером Милеем. Фотоальянс / Ассошиэйтед Пресс | Наташа Писаренко.

«Безумец» Хавьер Милей приехал в Германию. В субботу радикальному президенту Аргентины, который потрясает самые основы своей страны, была вручена медаль Общества Хайека, организации, основанной в честь экономиста Фридриха Хайека. На первый взгляд его можно рассматривать как пророка «экономической программы свободного рынка». Однако большее значение имеет продолжающаяся культурная война, которую он пропагандирует каждый день.

Милей вполне может быть главой государства Аргентины, но в своей любимой социальной сети X он называет себя экономистом. Его позиция президента особенно хорошо помогает ему, когда дело доходит до повышения его известности и уровня вовлеченности.

Спорная политика реформ Милея

В новостях большую часть заголовков занимают реформы Милея, дерегуляция шоковой терапии и обширная программа жесткой экономии. Есть также некоторые «позитивные» новости: профицит бюджета впервые за 16 лет и однозначный месячный уровень инфляции – также новинка в гиперинфляционной экономике Аргентины. Однако расплачиваться за это не элитная политическая «каста», как когда-то первоначально утверждалось, а трудящиеся из групп с низкими и средними доходами.

Центральным элементом политики реформ Милея является так называемый Ley Omnibus, который был принят большинством голосов в Сенате 12 июня после нескольких месяцев дебатов, сопровождавшихся гневными протестами, массовым присутствием полиции и жестокими беспорядками на улицах. Милей говорил о «попытке государственного переворота» — крайне опасном заявлении, которое показывает, в какой степени демократический дискурс становится все более нелиберальным.

Голод и нищета уже существовали и до Милея. Но сейчас они принимают гигантские размеры.

В сферах экономики, финансов, энергетики и государственного управления президенту будут предоставлены чрезвычайные полномочия сроком на один год, что позволит ему принимать решения по этим вопросам без Конгресса. Другими центральными моментами пакета являются реформа рынка труда и система стимулирования крупномасштабных иностранных инвестиций, которая предлагает налоговые, таможенные и валютные льготы и освобождает компании от местных требований и любой ответственности за возможные экологические грехи.

Нет сомнений в том, что Аргентине нужны инвестиции, чтобы выйти из режима кризиса. Но новое регулирование будет способствовать дальнейшей деиндустриализации, а не стимулированию экономических секторов за счет национального участия и создания новых рабочих мест в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Общенациональный голод и нищета

Реформы Милея напоминают социальную резню бензопилой с девальвацией валюты, сокращением пенсий, увольнениями государственных служащих, а также повышением цен на электричество, воду и местный общественный транспорт до 300 процентов после отмены высоких субсидий. Уровень бедности вырос до 55 процентов, миллионы людей в Аргентине голодают — и это в стране, которая является одной из житниц мира. Голод и нищета уже существовали и до Милея. Но сейчас они принимают гигантские размеры.

Несмотря на эту ситуацию, правительство решило запастись продуктами, предназначенными для 44 000 бесплатных столовых. Причины этого политические: они хотят избежать снабжения столовых, которые якобы существуют только на бумаге (и связаны с политическими оппонентами), тем самым наказывая «касту». По решению суда правительство теперь вынуждено выполнить свои основные государственные обязательства. Речь идёт об уже существующей пище, которую просто необходимо раздать.

За семь своих поездок за границу в течение шести месяцев Милей встретился только с тремя главами правительств, причем все они принадлежат к схожим политическим лагерям.

Даже когда дело касается голода, Милей не скрывает, что государство не должно вмешиваться: «Придет время, когда кто-то будет голодать. Тогда этот человек, скажем так, каким-то образом решит не умирать». Правление Общества Хайека пишет, что Милей заинтересован ни в чем ином, как в отмене эгалитарного государства всеобщего благосостояния… и в разрушении социально-политических ценностей (гендеризма и всего такого). Короче говоря, государственная безжалостность во имя свободы сейчас получает награду в Германии.

Милей путешествует по миру в качестве президента Аргентины. Однако за семь поездок за границу в течение шести месяцев он встретился только с тремя главами правительств, причем все они принадлежат к схожим политическим лагерям. Основное внимание в его международных поездках уделяется идеологическим встречам с крайне правыми группами и предприимчивыми технологическими гигантами, такими как Илон Маск и Джефф Безос, которыми он так восхищается. Он не ездил ни в одну из соседних с Аргентиной стран, как это обычно бывает. Но вот на что похожа сегодняшняя Аргентина: все не так, как было раньше, а традиции улетучились в окно.

Грубая сила и идеологические баталии

Непристойность, риторическая агрессия и запугивание, присущие новой политической эпохе Аргентины под руководством Милея, не для слабонервных. Своей известностью он обязан социальным сетям и телевидению и постоянно кричит, разглагольствует и нападает на окружающих. Он размечает территорию – или, скорее, свою арену для корриды – и попеременно бросает вызов президенту Испании или его «коррумпированной» жене, президенту Колумбии (по его мнению, «убийственному террористу»), «коммунистическому» президенту Бразилии Луле да Силве, аргентинским депутатам, которых он считает крысами, или даже всему парламенту (который он называет «крысиным гнездом»).

Агрессия, конфронтация, волнение и эксцессы являются частью стратегии и отвлекают внимание. Милей не намерен выступать как президент, представляющий большинство. На карту поставлены идеологические вопросы. Он считает себя влиятельным лицом мирового масштаба и лидером ультралибертарианского восстания против социализма. Поэтому он ведётся на лесть всех крайне правых европейских группировок и партий, что было очевидно на конференции испанской партии Vox в мае 2024 года.

Возможно также, что он пытается отвлечь внимание от немногих положительных результатов своего президентства, которое сейчас приближается к шестимесячной отметке. Его антиинфляционная политика привела к серьезной рецессии и потере рабочих мест. С декабря 2023 года экономическая активность снизилась в общей сложности на 5,3 процента. За это время было потеряно 63 000 рабочих мест в частном секторе. Правительство ждет инвестиций, которых, однако, пока не предвидится.

Если неуправляемый либертарианец Милей потерпит экономическую неудачу, это не означает автоматически, что он потерпит неудачу идеологически.

Тем не менее, что интересно, несмотря на массовые демонстрации широкой оппозиции, состоящей из профсоюзов, правозащитных и женских организаций, социальных движений, перонистских и левых групп, примерно 46 процентов по-прежнему поддерживают правительство и его программу реформ — надеясь, конечно, на то, что все жертвы скоро окупятся. Но как долго продержится эта поддержка? Во многих сферах жизни Аргентины царит атмосфера напряженного спокойствия. Когда же появится та соломинка, которая сломает спину верблюду?

Если неуправляемый либертарианец Милей потерпит экономическую неудачу (в реальном мире фактов, а не в воображаемом восприятии шоумена Милея), это не означает автоматически, что он потерпит неудачу идеологически. Его реформы направлены на уничтожение государства и его функций по поддержке общего блага. Подобные структурные изменения подрывают демократию, поскольку препятствуют участию и вовлечённости.

Здесь следует также упомянуть, что Милей неоднократно ссылается на немецкого экономиста Ганса-Германа Хоппе как на свое любимое чтение и даже как на свой интеллектуальный компас. Однако Хоппе не просто защищает либертарианские идеи, но является врагом демократии. Его самая известная книга называется «Демократия: Бог, который потерпел неудачу». На 300 страницах он объясняет, почему демократия не работает, и предлагает несколько очень точных способов положить ей конец. В предисловии к немецкому изданию он говорит: «Германия не является свободной страной. Здесь нет даже свободы слова. Тот, кто выступает против определенных заявлений правительства, подвергается тюремному заключению». И это ещё не все. В сочинениях Хоппе также содержатся упоминания о «превосходстве» белого гетеросексуального мужчины.

В дипломатических кругах говорят, что Милей стремится способствовать развитию отношений Аргентины с западными странами и их общим ценностям. Однако несомненно то, что его нетрадиционный подход к политике с применением грубой силы представляет собой крестовый поход против западной модели солидарности, участия, толерантности и эмансипации.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».