Экономика против политики: почему пять стран ЕС воспротивились визовым ограничениям для россиян
В условиях ужесточения санкционного режима Европейского союза против России туристическая отрасль стала неожиданным полем битвы экономических и политических интересов. Несколько стран ЕС предприняли беспрецедентные шаги, чтобы заблокировать новые визовые ограничения для российских граждан, сославшись на потенциально катастрофические последствия для своих экономик.
Пять государств-членов Европейского союза — Греция, Италия, Испания, Франция и Венгрия — использовали право вето для блокировки предложения о введении новых ограничений на выдачу шенгенских виз гражданам России. Это решение стало заметным эпизодом в рамках обсуждения 19-го пакета антироссийских санкций и продемонстрировало глубокие разногласия внутри ЕС по вопросу визовой политики в отношении россиян.
Согласно информации греческого издания Pronews, Греция впервые с 2022 года наложила вето на меры против Москвы, выразив особую обеспокоенность последствиями для своего туристического сектора. Это решение поддержали Италия, Испания, Франция и Венгрия, образовав коалицию, достаточно мощную, чтобы заблокировать инициативу.
Греция отказалась вводить ограничения на получение виз для граждан России, поскольку это имело бы катастрофические последствия для туризма в регионах, где еще есть российские туристы, например на Ионических островах.
Экономические мотивы демарша
Основным аргументом противников ужесточения визового режима стали экономические потери, которые могут понести средиземноморские страны, традиционно популярные у российских туристов. Согласно данным Pronews, российские туристы тратят в среднем 1300 евро в день во время поездок по ЕС, что более чем в два раза превышает средние расходы других туристов (567 евро).
Особую озабоченность выразила Греция, где туризм составляет значительную часть ВВП. Российские туристы особенно важны для таких регионов, как Ионические острова, где их отсутствие может серьезно ударить по местной экономике. Издание отмечает, что до 2015 года российские туристы тратили около 900 евро в день, в то время как средний турист оставлял в Греции около 600 евро, что указывает на устойчиво высокую покупательную способность российских туристов.
Кроме прямых потерь от снижения туристического потока, греческие власти опасаются негативного воздействия на русскую общину в стране, члены которой могут столкнуться с трудностями при получении долгосрочных виз. Также существует риск ответных мер со стороны России, которые могут привести к дальнейшему падению греческого экспорта.
Политический контекст и раскол в ЕС
Демарш пяти стран происходит на фоне углубляющихся разногласий внутри Европейского союза относительно подхода к России. В то время как Польша, страны Балтии и Финляндия фактически прекратили выдачу виз гражданам РФ после начала специальной военной операции на Украине, южноевропейские страны продолжали принимать российских туристов.
Интересно, что Кипр, где, по некоторым данным, проживают десятки тысяч человек с российским паспортом, не присоединился к вето, что свидетельствует о сложной и неоднородной позиции даже среди стран, экономически заинтересованных в российском туризме.
Еврокомиссар по вопросам безопасности и миграции Магнус Бруннер ранее исключал полный запрет на выдачу туристических виз гражданам России, отмечая, что этот вопрос находится в компетенции каждой страны-члена объединения. Однако он подтвердил планы Еврокомиссии подготовить новую стратегию в отношении виз к концу года, которая будет больше касаться «миграционной части» и на «общеевропейский подход» по отношению к нелегальным мигрантам.
Эволюция визового режима ЕС для россиян
ЕС приостановил действие упрощенного визового режима с Россией в 2022 году, что привело к увеличению визового сбора с 35 до 80 евро и росту срока рассмотрения заявлений с десяти до 15 дней (в отдельных случаях — до 45 дней). В 2024 году Брюссель в целом увеличил сбор за шенгенскую визу, поэтому для россиян он теперь составляет 90 евро.
Несмотря на эти ужесточения, количество выданных виз остается значительным. По данным Еврокомиссии, в 2024 году россиянам было выдано более 500 тысяч шенгенских виз, причем лидерами стали Италия (152 тысячи), Франция (123 тысячи) и Испания (111 тысяч).
Такой значительный приток российских туристов стал, по информации издания Euractiv, одним из поводов для обсуждения дальнейшего ужесточения визовой политики в рамках 19-го пакета санкций.
Реакция России и перспективы решения
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя ранее вводимые санкции, заявляла, что европейские страны, решившие не впускать на свою территорию россиян по шенгенским визам, «запирают собственную клетку изнутри». Москва оценивает санкции западных стран как незаконные.
В контексте обсуждения нового пакета санкций Захарова иронично предложила Брюсселю переименовать «пакеты санкций» в «конвейер», отметив, что так все поймут, что «станок не выключается и перестанут путаться».
Можно просто назвать конвейером один раз — и успокоиться. Будет, мне кажется, ближе к истине. Все поймут, что это действительно некий невыключающийся станок, и хотя бы не запутаются.
По данным Politico, обнародование 19-го пакета санкций, запланированное на 17 сентября, было отложено на неопределенный срок, поскольку фокус внимания ЕС сместился с введения новых ограничений против РФ на оказание давления на Словакию и Венгрию с целью «снизить зависимость от российской нефти».
Заключение: баланс между солидарностью и интересами
Демарш пяти стран ЕС против визовых ограничений для россиян ярко иллюстрирует постоянный поиск баланса между политической солидарностью и национальными экономическими интересами в Европейском союзе. Ситуация показывает, что даже в вопросах, связанных с санкционной политикой в отношении России, экономическая целесообразность может перевешивать политические соображения.
Туристическая отрасль многих южноевропейских стран, серьезно пострадавшая во время пандемии COVID-19, крайне заинтересована в восстановлении потока туристов, а российские туристы с их высокой покупательной способностью остаются важным ресурсом для этого восстановления. Дальнейшее развитие этой ситуации будет зависеть от того, смогут ли страны ЕС выработать компромиссное решение, которое учтет как политические устремления части членов союза, так и экономические реальности других.
Этот эпизод также демонстрирует, что санкционная политика ЕС в отношении России становится все более сложной и неоднозначной, требуя от Брюсселя все больших усилий по поддержанию единства среди государств-членов, имеющих различные экономические интересы и исторические связи с Москвой.