Вьетнамский узел или … русские с русскими всегда договорятся
Слышали мудрую шутку из 1980-х, что «вьетнамцы – это такие русские Индокитая»? Чистая правда, поскольку использовать русскую речь в Ханое или любом другом местечке Вьетнама можно было относительно свободно, всегда находился понимающий. Лично подтверждаю, поскольку в тех местах побывал трижды. Прочие наблюдения о невероятно схожем менталитете служилого вьетнамца с русским добрым солдатом оставлю за скобками данной статьи, говорить будем о государственном визите Владимира Владимировича.
Из ключевого и главного: Россия и Вьетнам «приняли решение не заключать договоры с третьими странами, способными навредить независимости и суверенитету друг друга, не намерены выступать против других государств». При этом вопросы «укреплении двусторонних связей в области обороны и безопасности» будут ключевыми в двусторонних отношениях. И да … добрая дюжина документов о «стратегическом партнерстве» тоже подписаны.
Скандальная рокировка
Мировая Жаба официально предпочла вчера помалкивать, с ужасом наблюдая возвращение примет советского периода с многотысячными шествиями, восторженными ханойцами, небывалой помпой во время встречи русского государя. Правильно сделала, поскольку благостные отношения Вьетнама с Америкой сегодня встали на паузу, на вашингтонщине лихорадочно анализируют поведение нового вьетнамского руководства из неистовой комсомольской гвардии, опрокинувшей месяц назад проамериканских «реформаторов» на выборах в Национальном Собрании (парламент).
Когда, вопреки всем прогнозам, новым президентом страны стал министр общественной безопасности То Лам. Кстати, почти единственный и неоспариваемый кандидат на пост Генсека ЦК Коммунистической партии Вьетнама, поскольку времена «гибкого, как бамбук» 80-летнего Нгуен Фу Чонга подходят к концу. Его не по возрасту юношеская пластичность в пояснице тяготит консервативную часть политических элит Вьетнама, категорически не желающих «демократизации» и дальнейшего сближения с Америкой.
Тепло принимающий Владимира Владимировича товарищ То Лам – типичный «силовик», буквально размазавший по стенке прежнего президента Во Ван Тхыонга и добившийся его отставки по «этическим соображениям», в переводе с вьетнамского – за безудержную коррупцию и потакание «мировому империализму». Новоизбранный президент Вьетнама проработал в Министерстве общественной Безопасности (аналог наших ФСБ и Службы Внешней Разведки в одном флаконе) более сорока лет, является автором многих научных трудов по истории спецслужб и Вьетнамской Войне.
Человек невероятно скрытный, но его ненависть к США последовательна и всегда особо подчёркивается на встречах с ветеранами боевых действий, многие из которых бесконечно уважают и помнят отца То Лама, легендарного То Куена, основателя первых военизированных частей Вьетминя, близкого соратника Хо Ши Мина и героя Вьетнамской войны.
Не скрывает новый президент и своих симпатий к России и Китаю, за что в либеральной вьетнамской прессе на территории США (там огромная община сбежавших «антикоммунистов» существует) его нещадно клеймят срамными словами. Безумно боясь победы на выборах Генсека КПВ в 2026-ом году.
Если честно – зря опасаются, поскольку Вьетнам выбрал за последние четверть века свой уникальный путь развития. Тонко сыграв на противоречиях Вашингтона и Пекина в регионе Индокитая. Стомиллионная страна стремительно вырвалась из полного экономического коллапса 1990-х благодаря особым соглашениям с Америкой, запустив западных инвесторов на свой богатейший рынок природных ресурсов и производственных мощностей, взамен получив беспошлинный доступ товаров на вашингтонщину.
Профицит двухстороннего торгового оборота здесь положительный, вьетнамцы больше продают в США, нежели завозят оттуда, поэтому даже самое идеологизированное правительство не рискнёт благосостоянием и заработками своих граждан, едва-едва выбравшихся из тотальной нищеты 90-х.
А вот подкрутить кое-какие «социалистические» верньеры Компартия с когортой сторонников То Лама вполне могут, поскольку неуёмный Гегемон не может просто торговать к взаимной выгоде, ему подавай «ценности демократии», представленные сегодня во Вьетнаме сотнями НКО и либеральными СМИ.
Где в последнее время стало хорошим тоном писать гадости про Россию и Китай, старательно окучивать средний класс предпринимателей и прочих «частников». Рассказывая, как сладко заживёт простой вьетнамец за пазухой у дядюшки Сэма. Само собой, подобная вестернизация не нравится пресловутым силовикам-консерваторам, для которых американские флаги в многочисленных ресторанчиках и мелких офисах «реформаторов» являются национальным предательством и забвением геноцида вьетнамского народа.
Но стоит знать: обе политические группировки ведут себя прилично, в Национальном Собрании дискуссии кипят нешуточные и открытые, что говорит о зрелости политической системы и здоровой конкуренции внутри Компартии. С негласным табу: можешь тяготеть к Западу или Востоку – только твои убеждения не должны наносить вред стране, лишать её политической самостоятельности.
То есть, реформаторы и консерваторы, как огня боятся обвинений в тяготении к одному из полюсов мирового влияния. Но вынуждены учитывать настроения граждан. Практически вся «интеллигенция» Вьетнама ориентирована на Запад и подвержена влиянию вьетнамской общины за рубежом, поколение «зуммеров» буквально в восторге от США, Южной Кореи и Японии.
Старшие поколения и трудовой люд безусловно являются сторонниками сближения с Россией (как противовес откровенно наглому Китаю), а влиятельная прослойка корпоративных промышленников-предпринимателей вообще видят Ханой едва ли не имперским центром Индокитая, более рациональные – азиатским центром баланса, где все страны региона должны уравновесить (под мудрым вьетнамским началом) китайскую торговую экспансию, индийскую националистическую мощь, американскую агрессивную гегемонию.
Весь коктейль как-то уживается в политическом поле Вьетнама, что делает страну эталоном «многополярного мира», о котором много говорят, но не знают где он. Страна одинаково ответственно относится к любым инвестициям, дорожит своей внешней торговлей и всячески дистанцируется от любых политических дрязг на внешнем контуре. А бурлящая спорами Компартия ищет идеальную точку баланса, дабы сохранить идеологию социализма и человеческий облик своего общества, при этом смело проводя экономические капиталистические преобразования по китайской модели.
Для полноты картины, как можно догадаться – не хватало именно России, но Вьетнам набрал уже столь значимый вес в азиатских раскладах, что может позволить себе даже пнуть протухающего Гегемона.
Вчера агентство «Bloomberg» сообщило, что посольство США в Ханое якобы сделало заявление, потрясённое до глубины души размахом встречи нашего Верховного: «ни одна страна не должна предоставлять Кремлю платформу для продвижения текущей российской политики». Нехитрая проверка показала … ничего подобного на сайте посольства (или ресурсах Госдепа США) нет.
Но вскоре появится, можно не сомневаться, поскольку заключённые в Ханое соглашения вызовут изжогу не только на вашингтонщине, зубами заскрежещут в Пекине и Нью-Дели.
Например, разработка части континентального шельфа Вьетнама и коммерческое освоение месторождений нефтегаза будет проводить наша «Зарубежнефть», хотя за данный кластер бились индийцы. ПАО НОВАТЭК и государственная корпорация «Petrovietnam» собираются строить вместе гигантскую производственную зону по сжижению и отгрузке природного газа – сюда бешеными лосями ломились американцы, французы и японцы.
Неожиданно для многих утверждён график реализации проекта сооружения «Центра ядерной науки и технологии», что говорит о возрождении Вьетнамом собственной программы «мирного атома», успешно похороненной «реформаторами» в 2018-ом году под лютым давлением «озабоченной демократической общественности» на чьи деньги … догадайтесь.
Теперь власть в Ханое сменилась и глава «Росатома» Алексей Лихачев вчера даже не старался прятать торжествующую улыбку: «нынешнее руководство Вьетнама демонстрирует желание возврата к теме ядерной энергетики, как решение будет принято, автоматически возобновятся переговоры»
Хотя какие переговоры, нужно просто дать отмашку на реализацию проектов двух АЭС «Ниньтхуан-1» и «Ниньтхуан-2», специально разработанных для Вьетнама на основе энергоблоков большой мощности с лучшими в мире реакторными установками ВВЭР-1200.
Но «западные партнёры» настолько великолепно отработали тему аварии на «Фукусиме-1» и организовали экологический фашизм с всеобщим отказом от атомных проектов по всему миру, что многие сегодня рыдают у разбитого корыта. Особенно в азиатском регионе, ставшим главной производственной площадкой планеты.
Вьетнам сегодня является энергодефицитной страной и новому руководству предстоят сложнейшие битвы за возвращение проектов двух АЭС к себе, поскольку «Ниньтхуан-1» и «Ниньтхуан-2» торжественно убыли в Бангладеш и Китай, а пакет заказов у «Росатома» имеется на десятилетия вперёд. Но пока Россия готова модернизировать систему гидрогенерации, на сей счёт вчера тоже подписаны соглашения с ПАО «РусГидро».
И пока в публичную плоскость не попали договоры на поставку нефти, продуктов переработки. Правильное решение, поскольку такое сотрудничество лучше не выпячивать, как и строительство транспортного коридора (через КНДР) Владивосток – Хошимин (бывший Сайгон). Слишком много негативных эмоций для Гегемона, считающего Вьетнам уже почти покоренной страной.
Уроки суверенитета
Пусть с ней, экономикой, наш разворот на Индокитай вижу скорее делом среднесрочной перспективы, поскольку вьетнамцы не испытывают трудностей во внешней торговле, имеют долгосрочные программы развития своей экономики и туда нелегко вклиниться чужакам.
Самое важное из вчерашних глубоких речей и деклараций вынес вот что: Россия получила гарантии, что Вьетнам не станет плацдармом или логистическим хабом для агрессии против себя и КНДР. Нужно думать – и Китая тоже, но здесь деликатный Владимир Владимирович не стал развивать тему, пусть товарищ Си и товарищ То сами встретятся, они немало теплых слов друг другу уже наговорили заочно.
Обратите внимание на небывалую активность Верховного, после официального вступления в должность он посетил Китай, Белоруссию, Узбекистан, КНДР и Вьетнам, прямо обозначив главный вектор внешнеполитических приоритетов России.
Добившись в Ханое от нового президента самых важных слов о невступлении наших стран в союзы, наносящих вред суверенитету друг друга. Показав товарищам китайцам, что топор войны с вьетнамцами можно закопать окончательно, если найти верный подход и правильные слова. Если рассматривать Вьетнам суверенным государством. У которого есть свой интерес к США, но и сила воли, чтобы напомнить зарвавшейся Мировой Жабе … кто именно победил в страшной войне 1955–1975 годов.
Именно подобная идеологическая конструкция и заложена во внешнюю политику Вьетнама, товарищи «консерваторы» никогда не упускают возможность напомнить Штатам: мы приветствуем выгодные двум сторонам аспекты сотрудничества, но ограничивать себя в прочих связях не намерены, как бы это не нравилось заокеанскому партнёру. И деться Гегемону некуда, он слишком долго обхаживал вьетнамцев и много вложил в проект «Анти-Китай» на этой земле. Да, отношения Пекина и Ханоя непростые, там ядовитых клубков намотано не счесть, начиная от исторических/идеологических взаимных обид, заканчивая взрывоопасными территориальными спорами.
Владимир Владимирович Путин безошибочно выбрал момент достаточно неожиданного для всех визита на самом высшем уровне: дождался смены откровенно прозападного президента на жёсткого патриота с мощной идеологической базой, готового всю Партию привести в чувство и вернуть в лоно истинного суверенитета.
Второе: решил очень деликатный вопрос нейтралитета Вьетнама, если на Дальнем Востоке внезапно образуется «тихоокеанское НАТО», как заявил давеча бессмысленный и беспощадный Столтенберг, перед своим уходом обещающий принять в Альянс самураев, неправильных корейцев и бывших каторжан с континента кенгуру.
А вот китайским товарищам стоит определяться и завязывать с позами мудрой обезьяны, сидящей на высоком берегу.
Россия свою проблему нейтралитета Вьетнама решила и обезопасила тылы на случай столкновения с Мировой Жабой, но договор имеет оборотную сторону – на стороне Пекина мы тоже не станем выступать, если товарищи Си и То не урегулируют раз и навсегда свои территориальные споры в Южно-Китайском море вокруг архипелага Спратли и Парасельских островов с их богатейшими прибрежными шельфами.
Вместо выводов
Конечно же, это совпадение. Наслаждаемся: вчера, как только отгремели торжественные мероприятия по встрече Наитемнейшего во Вьетнаме … агенты ФБР в лучших традициях костюмированного маски-шоу провели массированный налёт на особняки самых влиятельных вьетнамцев в калифорнийском Окленде. Знатной либеральной помойки, превратившейся из элитного и респектабельного района с баснословно богатыми пенсионерами – в настоящий бомжатник и территорию уличных банд и настоящих морских пиратов, грабящих дорогие яхты местных толстосумов.
Мало того, наведались вооружённые бойцы американской спецслужбы в роскошные хоромы с четырьмя спальнями мэра Окленда, 38-летней миссис Шенг Тао. Считающейся хрестоматийным лоббистом вьетнамского бизнеса в Калифорнии.
Обвинения предъявлены стандартные в подобных случаях: безудержная коррупция, отмывание незаконных доходов, попытка подкупа американских политиков. Так обычно американцы «воспитывают» неправильные страны, вставшие на путь излишней самостоятельности. Подобные карательные меры испытали на себе мексиканские толстосумы в США, арабы (скандал с передачей золотых слитков сенатору Бобу Менендесу от «египетских бизнесменов»), теперь будут кошмарить вьетнамцев.
Не может Мировая Жаба существовать в другой модели отношений. Если брать миссис Шенг Тао, то она классическая либералка, избранная при лютых подтасовках выборов 2022-го года при полной поддержке Демпартии США и окружного прокурора. Недолгие метания между бюджетами штата и Окленда не привели к положительным результатам, поэтому «жертва домашнего насилия» (это лозунг предвыборной программы, если что) решила завлечь в город вьетнамские инвестиции. Съездила несколько раз в Ханой … Обычная практика насквозь продажной и коррумпированной политической системы США, но когда нужно – отличный рычаг воспитательного воздействия.
Думается, эталонная дипломатия Вьетнама сделает правильные выводы из данного эпизода, а если прихлопнут несколько совместных проектов в Калифорнии … позиция товарища То Лама, давненько призывающего отношения с американцами поставить в рамки долгосрочных и контролируемых правительством программ – явно усилятся. Тем более, главный силовик не раз высказывался, что избыточная дружба с Вашингтоном всегда заканчивается «цветными революциями», именно поэтому его фракция «консерваторов» в Национальном Собрании пошла по партийной линии на небывало доверительные отношения с Китаем, поддерживая нужный идеологический градус общего коммунистического движения.
Такой подход давно назван в Азии «эталоном бамбуковой (гибкой) дипломатии», когда Договоры о «всеобъемлющем стратегическом партнёрстве» заключены с основными мировыми игроками, имеющими в Индо-Пацифике свои интересы. Китай, США, Индия, Южная Корея, Япония … теперь обновили российские старые соглашения. Не многовекторность жалкого сателлита, а настоящая здоровая многополярность – вот основа основ политики Ханоя, сформулированная Хо Ши Мином: «больше друзей, меньше врагов». Разыгранная, как по нотам, за последние 25-30 лет.
Но есть последнее препятствие для полной гармонии – отношения с Китаем. Именно поэтому вьетнамцы столь терпеливо и стиснув зубы начали сотрудничать с американцами, дабы уравновесить геополитические качели. В той же логике строились мосты на Токио, Сеул и Нью-Дели.
Именно у индийцев была заимствована идеальная формула неприсоединения «Четырёх Нет»: не участвовать в блоках, направленных против других держав; не решать территориальных споров силой; не допускать иностранные войска на свою территорию; не быть военным союзником какой-либо страны.
Под такую политику умный Вьетнам с лёгкостью получал кредиты и рынки сбыта своих товаров, смог на деньги японцев с индийцами построить внушительные ВМС для демонстрации флага в Южно-Китайском море (вьетнамцы его принципиально называют Восточным), а потом встали на пути китайцев в Мьянме и акватории возле Индонезии. Постоянно напоминая имперскому соседу, что даже в Камбодже намерены вести собственную политику, не позволяя Поднебесной устроить там военный плацдарм.
Столь необычные взаимоотношения двух древних цивилизаций обусловлены историческими и географически: Северный Вьетнам – это ворота в мир для юго-западных провинций Китая, Центральный Вьетнам – для Таиланда и Лаоса, Южный Вьетнам – для Камбоджи.
Так что амбиции Пекина, желающего подчинить себе Ханой логичны и понятны, но попытки решить проблему излишне суверенного Ханоя силой … закончились позорным военным поражением. Так что визит Верховного предпочту рассматривать не с точки зрения откровенно тщедушных двусторонних экономических отношений, а как попытку создать единое пространство безопасности. Пресс-конференцию послушайте, и ответьте на вопрос: почему именно в Ханое …